Советский районный суд Владивостока отменил решение Минюста причислить к иностранным агентам приморского журналиста Даниила Губарева*. Об этом сообщила «Медиазона»* 18 июля со ссылкой на адвоката Сергея Валиулина. Журналист пока остается в реестре, пометки о его исключении там нет.

Губарева* признали иноагентом в марте 2023 года. Как объяснял Минюст, журналист «распространял для неограниченного круга лиц материалы, созданные иностранными агентами». Также ведомство отмечало, что он живет за границей.

Сложные темы - простыми словами. RTVI | Смыслы в Telegram

Это единственное такое судебное решение по физическому лицу после ужесточения закона об иноагентах и появления их единого реестра 1 декабря 2022 года.

Как отмечает «Медиазона»*, ранее суд только однажды признал незаконным присвоение статуса иноагента организации — петербургскому фонду «Гуманитарное действие», помогающему ВИЧ-инфицированным. Фонд был исключен из списка в сентябре 2022 года.

В октябре 2022 года Минюст объявил об исключении из реестра иноагентов журналиста Владимира Воронова «в связи с отсутствием финансирования от иностранных источников в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении из реестра». Воронов пробыл в этом списке около полугода — с апреля 2022-го.

Тогда же, в апреле 2022-го, Минюст впервые исключил из иноагентов физических лиц — Аркадия Любарева и Людмилу Кузьмину — координаторов общественного движения «Голос»*, которое и само признано иноагентом. Активисты числились в списке с сентября 2021 года.

Статус «иноагента» в России ввели в 2012 году после принятия поправок к закону о некоммерческих организациях. До 2014 года в списке была только одна организация. К концу 2014-го перечень «иноагентов» расширился до 30-ти. В 2015-м — вырос почти втрое. С 2021 года Минюст внес в список больше 420 имен и наименований.

Согласно Минюсту, исключить человека или организацию из реестра иноагентов можно по следующим основаниям:

  • прекращение деятельности юрлица или общественного объединения;
  • смерть физического лица;
  • решение уполномоченного органа по итогам внеплановой проверки.

При этом физические лица, впервые попавшие в список, могут подать заявление, чтобы их оттуда исключили. При этом они должны представить доказательства, что причин, из-за которых их туда внесли, больше нет, информирует ведомство.

С 2022 года, когда реестр иноагентов стал активно пополняться, многие оспаривали решение Минюста, в том числе через суды. Добиться исключения удалось единицам. С начала 2023 года, например, в реестр внесли больше 120 лиц и организаций и только девять участников списка были оттуда исключены.

*включены Минюстом в реестр иноагентов