В Нидерландах завершился процесс по делу о крушении Boeing-777 рейса MH17 (Амстердам — Куала-Лумпур) в июле 2014 года. Экс-глава ополченцев ДНР Игорь Гиркин (Стрелков) и его подчиненные Сергей Дубинский и Леонид Харченко были признаны виновными и заочно приговорены к пожизненным срокам. Какую реакцию вызвал этот вердикт — в материале RTVI.

Первым прокомментировал решение сам председательствующий судья Хендрик Стэнхейс. «Вердикт не может вернуть тех, кто умер. Но внесена ясность в отношении того, кто виноват», — сказал он.

Президент Украины Владимир Зеленский считает, что этого недостаточно. У себя в Twitter он написал, что на скамье подсудимых должны оказаться «заказчики преступления», поскольку «безнаказанность ведет к новым преступлениям».

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил в Twitter: «Сегодняшние приговоры посылают России сигнал: никакая ложь не поможет избежать правосудия».

Министр обороны Украины Алексей Резников в своем аккаунте Twitter пишет, что «только победа Украины над Россией позволит реализовать решение суда».

«Такие преступления не могут оставаться безнаказанными», — прокомментировал вердикт генсек НАТО Йенс Столтенберг. У себя в Twitter он назвал сегодняшний день «важным для справедливости и привлечения к ответственности за сбитый рейс MH17».

Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте охарактеризовал вердикт как «еще один шаг в поисках правды и справедливости для жертв и их близких». При этом, по его словам, несмотря на всю важность сегодняшнего решения суда, «это не окончательный вывод, это не конец».

«Справедливость восторжествовала», — прокомментировала вердикт министр обороны Нидерландов Кайса Оллонгрен. По ее словам, это «важно для ближайших родственников [жертв крушения самолета] и для сотрудников министерства обороны», которые «внесли свой вклад, среди прочего, в репатриацию [останков] погибших».

Адвокаты тех, кто потерял членов семьи в результате крушения рейса MH17, прибывают в аэропорт Схипхол, Нидерланды, 17 ноября 2022 года
Patrick Post / AP

«Мы хотим, чтобы эта веха (вынесение вердикта) дала вам возможность пережить потерю близких», — обратились к родственникам жертв крушения через Twitter король Нидерландов Виллем-Александр и королева Максима.

Гибель рейса МН17 была «шокирующим нарушением международных норм, обеспечивающих безопасность нашего общества», заявил министр иностранных дел Джеймс Клеверли. По его словам, обвинительный вердикт суда «является важным шагом в обеспечении справедливости для семей жертв».

«Вердикт показывает, что международное сообщество не потерпит безнаказанности. Виновные должны быть привлечены к ответственности, и я настоятельно призываю все государства сотрудничать в установлении ответственных», — прокомментировал итоги процесса председатель ПАСЕ Тини Кокс.

Дело о катастрофе МН17 приобрело еще большее значение в контексте продолжающихся боевых действий на украинской территории, считает The New York Times. «Многие родственники погибших провели прямую связь» между крушением самолета и тем, что сейчас происходит на Украине, поскольку российские власти, начиная военную операцию, ссылались на необходимость защитить жителей Донбасса. Издание пишет, что нынешний вердикт может стать примером «возможных судебных преследований» по итогам текущих событий.

МИД России выразил сожаление по поводу того, что Окружной суд Гааги, по его мнению, «пренебрег принципами беспристрастного правосудия в угоду текущей политической конъюнктуре» и тем самым нанес «серьезный репутационный удар по всей судебной системе Нидерландов».

В ведомстве подчеркнули, что за все время, пока расследовалось и рассматривалось дело о крушении самолета, «не был должным образом проанализирован вопрос об ответственности Киева за незакрытие воздушного пространства над зоной боевых действий».

Министерство выразило уверенность в том, что в основе разбирательства по делу о гибели самолета «лежал политический заказ на подкрепление версии о причастности России».

Решение суда — это ожидаемое «вранье», которое для российской стороны «юридически ничтожно» и «не является убедительным», заявил РИА Новости первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.

«Я думаю, наши юристы его оспорят», — сказал он, подчеркнув, что для Запада «всегда виновата Россия». Сенатор отметил, что суд в Гааге не учел данные экспертов «Алмаз-Антея» и не пригласил на слушание представителей Малайзии. «Правду в море лжи мы никогда не узнаем», — подытожил Джабаров.

Информационная провокация, не имеющая обязывающей силы, — так охарактеризовал решение гаагского суда депутат Государственной думы от «Единой России» Олег Морозов. «Ни о какой объективности суда не может быть и речи. <…> Проблема этого решения состоит в том, что на всех этапах многолетнего следствия не принимались во внимание аргументы и данные российской стороны», — заявил парламентарий. По его словам, решение суда «превратилось в инструмент политической войны». «А на войне как на войне! Противник пытается нас дискредитировать», — выразил уверенность Морозов.

Обломки самолета Boeing 777 рейса MH17 недалеко от села Грабово, Донецкая область, 17 июля 2014 года
Dmitry Lovetsky / AP

Один из признанных виновными по решению суда — экс-глава ополченцев ДНР Игорь Гиркин (Стрелков) — сейчас, по его собственным словам, принимает участие в боевых действиях на Украине. «Если украинские силы захватят Гиркина, Нидерланды, скорее всего, будут добиваться его экстрадиции», — прогнозирует американская газета The Washington Post.

Россия же, разумеется, не выдаст Нидерландам Гиркина и Дубинского, заявил «Интерфаксу» источник в правоохранительных органах. «Российская сторона считает необоснованным вердикт суда, поскольку предварительное расследование проводилось однобоко и тенденциозно. Все доводы российской стороны были безосновательно отвергнуты», — пояснил он.

«Важно, что теперь официально признано, что в 2014-м на этой территории (откуда по самолету была выпущена ракета) началась гражданская война между самими украинцами», — комментирует вердикт автор телеграм-канала «Вашингтонский обком».

«Исходя из всего озвученного, считаем, что лавочку начинают прикрывать, а следовательно, максимальным наказанием за историю в трагическом кейсе МН17 будет финансовая компенсация», — рассуждает автор канала «Легитимный». По его словам, общую сумму этой компенсации якобы «оценивают» в $10-50 млн.

Телеграм-канал Бориса Рожина Colonelcassad иронизирует по поводу того, что расследование и судебный процесс продолжались так долго, хотя, по его мнению, выводы «были очевидны еще в 2014 году». Он считает ошибкой российской стороны согласие передать Западу улики с «места преступления», поскольку они впоследствии «использовались для манипуляций с целью обвинения России».