Недавно родившие ребенка женщины чаще видят черты лица человека в природных объектах и окружающих предметах. Это связано с повышенным уровнем гормона окситоцина в их крови, выяснили австралийские ученые в исследовании, опубликованном в журнале Biology Letters.
Парейдолия — разновидность зрительных иллюзий, при которых люди видят черты человеческого лица в природных объектах, предметах, различных узорах, то есть там, где его в действительности нет. Ярким примером парейдолии является знаменитое «лицо» на поверхности Марса.
Прошлые исследования показали, что склонность к парейдолии коррелирует с возрастом человека, а также наличием ряда заболеваний, таких, как болезнь Паркинсона и деменция. Также была найдена связь между способностью распознавать лица и уровнем гормона окситоцина в крови. Чтобы лучше понять роль гормонов в этом явлении, ученые из Университета Квинсленда решили исследовать эффекты парейдолии на примере женщин — в послеродовой период, беременных и никогда не рожавших.
«Этот проект является настоящим примером гражданской науки, то есть его начали в результате получения сообщений от широкой публики. После наших предыдущих исследований я стала получать множество телефонных звонков и писем об опыте парейдолии, — рассказала соавтор исследования Джессика Тауберт. — все эти истории были интересные, но среди них было много от женщин, сказавших, что испытывают парейдолию спустя несколько месяцев после родов, значительно чаще. Я тщательно рассмотрела со студентами эти сообщения и мы решили, что, возможно, к восприятию парейдолии может приводить повышенный уровень окситоцина, гормона, связанного с заботой и уходом за ребенком».
В исследовании приняли участие свыше 400 женщин, которые проходили онлайн-тестирование. Всем им демонстрировались фотографии, на которых были изображены человеческие лица, объекты и узоры, на которых угадывались или не угадывались черты лица. Каждый снимок участницы оценивали по 10-бальной шкале (1 — я не вижу тут лица, 10 — я определенно вижу здесь лицо).
«Результаты опроса оказались необычайно ясными — женщины из послеродовой группы достоверно воспринимают парейдолию более просто, чем в группе беременных», — пояснила Тауберт. По ее мнению, это ключевое сравнение в эксперименте, поскольку у женщин в послеродовой период уровень эндогенного окситоцина значительно превышает уровень у беременных женщин. «Это первое указание на то, что наша восприимчивость к парейдолии может меняться в разные периоды жизни. Это значит, что нам требуется более глубокое понимание того, как гормоны, в том числе окситоцин, меняют нашу способность к восприятию лиц и социальному функционированию», — пояснила Тауберт.