В Беларуси 29-30 сентября задержали по меньшей мере 86 человек. Большинство задержаний связано с комментированием постов о гибели в перестрелке бойца спецподразделения «Альфа» Дмитрия Федосюка и сотрудника IT-компании Андрея Зельцера. Об этом сообщает белорусская правозащитная организация «Весна».
Задержания проходили в рамках уголовных статей об оскорблении представителей власти и разжигании социальной розни. По данным правозащитников «Весны», под стражу взяты жители Гродно, Бреста, Жлобина, Пинска. Большинство задержанных отвозят в изолятор на улице Окрестина в Минске, однако известно как минимум о десяти случаях, когда задержанных отправляли в СИЗО КГБ.
В среду, 29 сентября, белорусские СМИ сообщили, что 31-летний гражданин США и Беларуси Андрей Зельцер застрелил из охотничьего ружья 31-летнего бойца спецназа КГБ Дмитрия Федосюка. Спецназовцы убили Зельцера ответным огнем.
Перестрелка произошла в многоквартирном доме на улице Якубовского в Минске. Согласно официальной версии, одетые в штатское сотрудники КГБ проводили «отработку адресов, по которых могли находиться лица, причастные к терроризму».
Видеозапись штурма опубликовал белорусский государственный телеканал ОНТ. На кадрах с камеры силовиков видно, как несколько мужчин в гражданской одежде требуют открыть дверь квартиры. После этого они ломают ее кувалдами.
В размещенном ОНТ видео присутствуют кадры и со второй камеры, которая вела съемку внутри квартиры. На них запечатлен мужчина, стоящий с двуствольным ружьем в руках и женщина с телефоном (как выяснилось впоследствии, жена Зельцера). Она также снимала происходящее, но эта запись в итоговый видеоряд не вошла. В конце видео сотрудники КГБ врываются в квартиру, слышны выстрелы, и видно, как один из бойцов «Альфы» падает на пол.
Видео вызвало вопросы у журналистов портала Zerkalo.io — временного сайта издания TUT.BY, признанного властями Беларуси экстремистским. Как отметили журналисты, не вполне ясно, почему внутри квартиры вообще велась съемка, почему нет кадров с телефона жены Зельцера и почему из ствола ружья в момент выстрела не идет дым. Также авторов публикации насторожило, что во время стрельбы по Зельцеру его жена хранит молчание, а занавески на окне в квартире то открываются, то закрываются. Вдобавок, запечатленные на видео бойцы «Альфы» в момент штурма одеты в штатское и «крайне слабо» вооружены и экипированы. Все эти нестыковки позволяют заподозрить, что видео является постановкой, отмечает Zerkalo.io.
В сообщении белорусского Следственного комитета указано, что Зельцер проводил видеосъемку «с целью последующего так называемого „хайпа»». Также в СК особо отметили, что «по каждому факту давления, угроз, попыток их осуществления в отношении сотрудников правоохранительных органов» будет даваться жесткая оценка.
Спорные моменты видео прокомментировал и Александр Лукашенко. По его словам, оперативники проникли в квартиру, потому что оттуда поступил звонок о помощи. Но в действительности, утверждает глава Беларуси, заблокировавшиеся в квартире злоумышленники просто хотели заманить туда силовиков, а сами готовили оружие и транслировали происходящее на Запад.
«Они готовились к съемке. Никто не собирался там погибать. Надо было показать съемку, и в реальном режиме времени <…> они транслировали туда, в Польшу, Америку эти кадры», — заявил Лукашенко.
Также президент Беларуси пообещал привлечь к ответственности всех, кто пытается очернить в сети память погибшего сотрудника КГБ.
«Окрестино свободно, — сказал Лукашенко. — Не надо убирать [комментарии из интернета], поздно, все аккаунты у нас на руках, мы видим, кто чего стоит. И если мерзавцы типа Цепкало думают, что мы их не достанем, они ошибаются. Мы не простим гибель этого парня».
Ранее находящийся за пределами Беларуси оппозиционер Валерий Цепкало одобрительно высказался по поводу стрельбы на улице Якубовского, назвав ее «примером того, как надо бороться». 29 сентября против Цепкало возбудили уголовное дело за призывы к действиям, причиняющим вред национальной безопасности Беларуси.
Генпрокуратура Беларуси, в свою очередь, постановила после проведенной проверки по факту применения оружия силовиками, что сотрудники КГБ действовали в соответствии с законодательством.
По данным СМИ, убитый в перестрелке Андрей Зельцер был руководителем группы в IT-компании EPAM, основателя которой Лукашенко ранее обвинил в финансировании протестов в стране. Зельцер занимался фехтованием и бегом на длинные дистанции. Ружье мужчина приобрел легально, как действующий член Белорусского общества охотников и рыболовов.
Жена Зельцера, 40-летняя Мирослава, сейчас находится в следственном изоляторе на улице Окрестина в Минске. Ее задержали по подозрению в соучастии в убийстве сотрудника КГБ.