Грузинские парламентарии утвердили в третьем, окончательном чтении новую редакцию конституции страны. Сообщение об этом опубликовано на сайте парламента Грузии.
Новую конституцию страны грузинский парламент принял в сентябре 2017 года. Она предусматривает переход от президентской к парламентской форме правления. 23 марта депутаты утвердили поправки к новому тексту конституции, основанные на рекомендациях Европейской комиссии за демократию через право.
Теперь поправки в конституцию Грузии должен подписать президент страны Георгий Маргвелашвили. Они вступят в силу в октябре 2018 года, после выборов нового президента.
За принятие поправок проголосовало подавляющее большинство парламентариев — 115 из 150 депутатов. Члены оппозиции, недовольные тем, что не все их пожелания были учтены в итоговом варианте, не приняли участия в голосовании.
Как рассказал на пресс-конференции в Тбилиси спикер грузинского парламента Иракли Кобахидзе, новая конституция должна «исключить проявления авторитаризма и автократии» в стране. Новая редакция основного закона значительно усиливает роль парламента в управлении государством. Институт президента при этом ослабляется.
Согласно конституции, уже с 2024 году президента в Грузии будут выбирать не прямым голосованием. Вместо этого в стране появится институт членов избирательной комиссии. 300 депутатов, выбранных прямым голосованием, будут принимать итоговое решение о кандидатуре президента. Подобная система выборщиков сейчас существует в Соединенных Штатах.
Еще в Грузии планируют заменить действующую мажоритарно-пропорциональную систему выборов в парламент (когда половина депутатов избирается по партийным спискам, а половина — по одномандатным округам) на полностью пропорциональную систему — только по партийным спискам. Это тоже произойдет в 2024 году.
Ближайшие выборы в парламент, которые состоятся в 2020 году, будут проходить по старым правилам. Однако, согласно поправкам, на этих выборах будет возможно создание избирательных блоков.
Еще одно важное нововведение — официально узаконенная возможность двойного гражданства для обладателей грузинских паспортов.