Депутат Мосгордумы от КПРФ Павел Тарасов обратился в администрацию президента России (АП), Минкультуры и Третьяковскую галерею с просьбой объяснить, на каких основаниях икону «Святая Троица» Андрея Рублева разрешили выставить в храме Христа Спасителя (ХХС) в той же витрине, в которой она находилась год назад в Троице-Сергиевой лавре, и в результате чего получила большое количество повреждений. Копии писем есть в распоряжении RTVI.
В июле 2022 года «Святую Троицу» на несколько дней выставили в Троице-Сергиевой лавре к 600-летию обретения мощей святого Сергия Радонежского. В сентябре искусствовед Ксения Коробейникова со ссылкой на протокол заседания расширенного реставрационного совета Третьяковской галереи рассказала, что после пребывания образа в лавре на иконе было обнаружено 61 «существенное изменение», причем пять участков «являются аварийными».
15 мая 2023 года пресс-служба Московского патриархата сообщила, что президент России Владимир Путин в ответ на «многочисленные просьбы верующих» передал «Троицу» Русской православной церкви (РПЦ) для ее перемещения в храм Христа Спасителя к 4 июня на одноименный православный праздник. Специалисты предупреждали, что икона не подлежит выносу за пределы Третьяковской галереи «из-за ее сложного и нестабильного состояния». При этом пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков заявлял, что Кремль не получал заключений о неудовлетворительном состоянии «Троицы» до того, как Путин распорядился передать ее РПЦ.
Запросы, направленные трем адресатам, в целом схожи, однако в обращении на имя руководителя АП Антона Вайно депутат Тарасов отмечает, что решение о возвращении «Троицы» Русской православной церкви (РПЦ) принял президент России Владимир Путин, однако соответствующий указ, на который ссылались патриарх Московский и всея Руси Кирилл и официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, до сих пор не был опубликован.
«Существует ли этот документ и где можно с ним ознакомиться?
Прошу Вас предоставить копию вышеуказанного документа и
проинформировать меня на основании каких правовых норм решение о выдаче музейного экспоната было принято лично Президентом РФ в обход существующего для таких случаев регламента?», — говорится в письме московского парламентария в администрацию главы государства.
Кроме того, депутат Мосгордумы обратил внимание на противоречивые сообщения в СМИ о соблюдении необходимых для сохранности шедевра требований. По информации одних изданий, витрина, куда помещена «Троица» в ХСС, не является климатической, по другим данным, ее разместили в капсуле, в которой все необходимые условия соблюдены, отметил Тарасов.
«На опубликованных [в СМИ] фотографиях хорошо заметно, что витрина не имеет внутри ни устройств для создания внутри нее специального температурно-влажностного режима, ни подключения к электрической сети (по которой в настоящих климатических витринах осуществляется диспетчерское управление этими устройствами), а находящиеся там датчики могут лишь фиксировать колебания температуры и влажности, но не
регулировать их», — указал депутат.
Кроме того, он отметил, что при сопоставлении фотографий из ХХС и из Лавры «становится очевидно», что витрины, в которых икона выставлена в храмах в этом и прошлом году, — идентичны.
«При этом известно, что прошлогодняя витрина не соответствовала основным требованиям. В опубликованном в Интернете внутреннем документе Третьяковской галереи (докладной записке на имя заместителя директора музея Шигапова Р М.) было указано, что витрина не обеспечивала «поддержание необходимого температурно-влажностного режима», — пишет Тарасов.
Он добавил, что именно после возвращения «Святой Троицы» из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры год назад на иконе были «обнаружены новые повреждения, связанные с ее краткосрочным пребыванием в неподходящих условиях».
В конце каждого из писем, адресованных АП, Минкульту и Третьяковке, депутат Мосгордумы попросил проинформировать его о том, на каких основаниях РПЦ через год «после первого неудачного опыта было разрешено забрать находящуюся на реставрации икону на срок, больший в семь раз (14 дней против двух), в той же самой витрине, уже приведшей к последствиям, не позволяющим обеспечить надлежащую сохранность
уникального памятника культуры и реликвии для верующих».
- По мнению специалистов, икона «Святая Троица» была написана Андреем Рублевым между 1425 и 1427 годами. До 1917 года она находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. В XVI-XIX веках икона несколько раз «поновлялась», а в начале XX века была предпринята первая попытка снять с нее все позднейшие наслоения.
- В 1918 году реставрация «Троицы» проходила в Сергиевском филиале реставрационной мастерской Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусского искусства. С 1929 года икона находилась в Третьяковской галерее.