Норвежское управление сельского хозяйства заявило о намерении обновить ограду на тех участках границы с Россией, где она обветшала и уже не сдерживает пасущихся оленей. Если они едят ягель на российской территории, Москва выставляет огромные счета, а животных приходится убивать, передает бюро AFP в Осло.

Общая протяженность норвежско-российской границы составляет 198 км, из них 150 км разделены забором. Но некоторые его участки, возведенные еще в 1954 году, начали разрушаться, поэтому через них «олени могут легко пройти и попасть в Россию».

«Пересечение границы с Россией строго запрещено, в том числе и северным оленям», — говорится в заявлении норвежского Управления сельского хозяйства. Тем не менее с начала 2023 года 42 оленя из Норвегии пересекли границу и паслись в российской части парка-заповедника «Пасвик».

«Каждый раз, когда это происходит, российские власти требуют около 50 тыс. крон ($4,7 тыс.) в качестве компенсации за ущерб, а по возвращении в Норвегию животных забивают, чтобы предотвратить повторение ситуации», — поясняет AFP.

Поэтому Управление сельского хозяйства распорядилось к 1 октября построить новый забор на семикилометровом участке за 3,7 млн крон.

Олени, которых разводят населяющие Северную Европу коренные саамы, ведут полукочевой образ жизни и мигрируют по огромным пространствам, перемещаясь между зимними и летними пастбищами. Единственный действующий наземный переход на норвежско-российской границе — Стурскуг/Борисоглебск, но северные олени пользуются прорехами в заборе.

Месяц назад, 25 июля, норвежское издание NRK сообщало, что Россия предъявила иск на 47 млн крон за 40 оленей, которые «незаконно паслись на российской стороне». Директор департамента оленеводства Норвежского управления сельского хозяйства Видар Скоган говорил, что удивлен размером исковых требований. «Я никогда раньше не сталкивался с такой большой компенсацией за незаконный выпас скота», — пояснял он.

Стадо оленей, пасущихся вдоль трассы Раякоски — Никель (Мурманская область) в нацпарке «Пасвик», сотрудники заповедника обнаружили в декабре 2022 года. Они уведомили норвежскую пограничную комиссию и предложили встретиться, чтобы обсудить ситуацию. В общей сложности олени провели в России чуть более двух месяцев и были возвращены на родину в середине января 2023 года.

Природный заповедник «Пасвик» расположен по обе стороны российско-норвежской границы. Его норвежская часть с 1996 года имеет статус объекта Рамсарской конвенции из-за важности этой территории для перелетных птиц.

NRK приводило содержание документов администрации российского нацпарка «Пасвик», согласно которым к незаконному выпасу оленей и пересечению ими границы применяется два вида санкций. Первый предусматривает штраф в размере приблизительно 50 тыс. крон, второй — почти 47,2 млн крон.

В январе 2023 года Управление сельского хозяйства Норвегии было назначено ответственным за защиту границы от проникновения оленей (ранее эта ответственность лежала на администрации Тромса и Финнмарка).

«У нас не было времени встретиться с правлением российского нацпарка, но мы договорились о такой встрече на вторую половину 2023 года, чтобы выработать решение. У нас есть соглашение о компенсации за незаконный выпас оленей с Финляндией. Возможно, оно могло бы лечь в основу решения, которое мы будем обсуждать с правлением нацпарка с российской стороны», — пояснил Скоган.

Еще в 2010 году российская сторона заявляла властям Норвегии о недопустимости незаконного выпаса оленей в своей части «Пасвика». Тогда обсуждалась проблема, связанная с отсутствием заграждения на трехкилометровом участке границы, проходящей по территории заповедника. В этом месте линия границы частично пролегает по реке, и зимой, когда она покрывается льдом, олени беспрепятственно проходят в Россию. Власти Финнмарка выступали против установки забора, поскольку он, по их словам, мог навредить птицам.