Учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер сообщила в своем телеграм-канале о смерти нескольких подопечных Санкт-Петербургского психоневрологического интерната (ПНИ) №10. По ее словам, за последнее время в учреждении от истощения умерли по меньшей мере семь тяжелобольных детей-сирот. Петербургская прокуратура и уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова проводят проверку этой информации.
По словам Федермессер, о проблемах с уходом за пациентами в ПНИ №10 было известно на протяжении долгого времени — полтора года назад благотворительная организация «Перспективы» обращалась в Общероссийский народный фронт «из-за состояния крайнего истощения у проживающих в отделении милосердия» интерната.
Подопечные ПНИ с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) нуждаются в тщательном уходе, индивидуальном медицинском посте и специализированном питании. Однако ПНИ №10 не в состоянии обеспечить необходимый уход из-за нехватки персонала, утверждает Федермессер.
«Всех этих ребят можно было спасти. Однако в интернате нет персонала, не хватает денег и рук. Хотя есть волонтеры, неравнодушные люди из числа сотрудников или волонтеров благотворительных организаций, которых в интернат не пускают«, — отметила она.
Как пишет телеграм-канал «Mash на Мойке», позже представители Федермессер уточнили, что умершим было от 19 до 27 лет.
О смерти одного из подопечных в ПНИ
Как рассказала Федермессер, неделю назад она просила руководство Санкт-Петербурга обратить внимание на ситуацию в ПНИ №10.
«Я сказала тогда, что есть еще один мальчик Леша Дельвари, который, если ситуация не будет изменена, станет следующим в этом списке. 17 апреля Алексей умер в Александровской больнице в Санкт-Петербурге», — добавила правозащитница.
Дельвари, по словам Федермессер, неоднократно попадал в больницу, при этом в предпоследний раз сотрудники ПНИ якобы привезли его в медицинское учреждение и оставили там одного в приемном покое, хотя были обязаны сопровождать его. Когда врачи приняли решение, что показаний для госпитализации нет, забрать молодого человека оказалось некому, а дозвониться до интерната не удавалось, утверждает правозащитница. В результате Дельвари остался в больнице без надзора, подхватил внутрибольничную инфекцию и попал с этой инфекцией в реанимацию.
«Обеспечить ему индивидуальный пост могла благотворительная организация «Перспективы», но, в нарушение требований федерального законодательства, больница отказалась пустить волонтера в реанимацию», — рассказала Федермессер.
Правозащитница заявила, что после этого случая сообщала о некачественном уходе за пациентами директору интерната и опекуну воспитанников Ивану Веревкину, а также председателю комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Дмитрию Лисовцу — только при поддержке последнего, по словам Федермессер, удается добиться допуска волонтеров к сопровождению пациентов ПНИ в больницах.
«После выписки Леши Дельвари я вместе с [главой Комитета по социальной политике Петербурга] Еленой Фидриковой приехала в ПНИ №10, и мы снова говорили с директором о нарушении всех мыслимых норм по количеству ухаживающего персонала, об отсутствии сопровождения в больницах, и Веревкин в очередной раз пообещал, что это больше не повторится», — отметила Федермессер.
Тем не менее в свою последнюю госпитализацию Дельвари снова оказался в больнице без сопровождения.
«Он провел время в одиночестве, без близких рядом среди кафельных стен и незнакомых звуков в отделении приемного покоя и к полудню умер. Один. Скорее всего, в заключении о причинах смерти мы увидим «полиорганную недостаточность», «отек легких» или «отек мозга». Но истинная причина его смерти и смерти остальных шестерых ребят — в крайней степени истощения и в отсутствии должного ухода за детьми сиротами в ПНИ №10″, — заявила правозащитница, призвав «наказать виновных в смерти детей».
Алексею Дельвари было 23 года, пишет «Mash на Мойке» со ссылкой на представителей правозащитницы.
По словам Федермессер, сейчас в ПНИ №10 находятся еще несколько детей-сирот с крайне низкой массой тела, «которые умрут, если с ними рядом не будет постоянных заботливых рук«. Для исправления ситуации, по мнению правозащитницы, государство должно изменить показатели эффективности для директоров психоневрологических интернатов.
Реакция властей и правоохранительных органов
С просьбой обратить внимание на ситуацию в ПНИ №10 Федермессер обратилась к уполномоченным по правам человека в России Татьяне Москальковой, детскому омбудсмену Марии Львовой-Беловой, председателю Совфеда Валентине Матвиенко, зампреду правительства Татьяне Голиковой, министру здравоохранения Михаилу Мурашко, министру труда и соцполитике Антону Котякову и его первому заместителю Ольге Баталиной, а также к главе комитета по соцполитике Петербурга Елене Фидриковой. RTVI направил запросы в их адрес.
В пресс-службе Москальковой RTVI рассказали, что омбудсмен уже проводит проверку.
«В настоящее время Татьяна Николаевна в рамках своего мандата проводит проверку этой информации», — заявил ее представитель.
Прокуратура Санкт-Петербурга также сообщила о начале проверки по опубликованной Федермессер информации. «Будет дана оценка соблюдению <…> требований к условиям содержания подопечных, их социальному обслуживанию, своевременному оказанию им необходимой помощи», — говорится в сообщении ведомства.
По данным телеграм-канала «Mash на Мойке», ситуацией в петербургском психоневрологичесом интернате также заинтересовался Следственный комитет.
Кроме того, о проведении проверки оказания медицинской помощи в ПНИ №10 отчитались в Росздравнадзоре.
В ПНИ №10 RTVI отказали в комментарии. «Вся информация после проверки», — сказала секретарь директора интерната Ивана Веревкина. Сам он для комментария оказался недоступен.