Минобороны России сообщило, что 29 июня между Москвой и Киевом произошел обмен пленными военными в формате 144 на 144. Официальный представитель ведомства Игорь Конашенков подчеркнул, что это было организовано и проведено по прямому указанию президента России Владимира Путина. Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявлял, что среди тех, кого передали Киеву, были бойцы «Азова».

В Минобороны уточнили, что большинство освобожденных Украиной пленных — это бойцы самопровозглашенных ЛНР и ДНР. Главная задача мероприятия — сохранение жизни и здоровья военных, указал Конашенков. «Всё остальное потом», добавил он.

«Практически все освобожденные — раненые или тяжелораненые. Им уже оказывается вся необходимая медицинская помощь. Напомню, что общее число военнослужащих Украины, захваченных или сдавшихся в плен составляет более 6 тыс. человек», — уточнили в Минобороны.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что «не уполномочен что-либо говорить» об обмене пленными, поскольку «это полностью прерогатива наших военных». «Для нас главным является возвращение наших военных и всех военных, которые сражаются за право на жизнь людей в ДНР и ЛНР», — сказал представитель Кремля на брифинге в ответ на вопросы журналистов о принципе формирования списков военных.

Накануне об обмене пленными с российской стороной сообщили в Киеве (уточнив, что «это самый большой обмен» после 24 февраля). Позднее в соцсетях появились фото, на которых, предположительно, проходила процедура обмена. На тот момент российская сторона не комментировала эту информацию.

29 июня глава ДНР Денис Пушилин в своем телеграм-канале сообщил, что произошел обмен с ВСУ и «домой вернулись 144 бойца Донецкой Народной Республики и Российской Федерации». По его словам, большинство из тех, кого передали Киеву, ранены или находятся в «плачевном состоянии», а у некоторых ампутированы конечности. В Донбасс вернулись «очень ценные военнослужащие», уточнил Пушилин.

30 июня спикер Госдумы Вячеслав Володин подтвердил, что среди тех, кого передали Киеву, были бойцы «Азова», но лишь те, кто «получил тяжелые ранения и не способен участвовать в боевых действиях», заверил он. При этом в мае Володин говорил, что бойцов «Азова» обменивать нельзя. Глава партии ЛДПР Леонид Слуцкий заявлял, что «азовцев» необходимо казнить. «Эти звери в человеческом обличии <…> должны получить по заслугам», — подчеркивал политик.

  • Российские власти называют «Азов» нацистским военным формированием, поскольку некоторые из бойцов придерживаются националистических взглядов, а символика, используемая полком, популярна в ультраправой среде. Отряд считался на Украине одним из самых боеспособных подразделений. Министерство юстиции России в мае обратилось в Верховный суд с просьбой признать «Азов» террористической организацией и запретить его деятельность. Слушание по этому заявлению запланировано на 2 августа.