«Наш президент в какой-то момент должен проецировать свою решимость применить ядерное оружие», — пишет российский политолог и экономист, почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов в статье «Выбора не остается: России придется нанести ядерный удар по Европе», опубликованной РИА Новости.

Это уже вторая по счету за последние две недели статья, в которой Караганов размышляет о ситуациях, в которых допустимо нанесение ядерных ударов. Первая вышла в изданиях «Профиль» и «Россия в глобальной политике» 13 июня и называлась «Применение ядерного оружия может уберечь человечество от глобальной катастрофы».

В первой статье Караганов поделился своим мнением о том, что «появление ядерного оружия — результат вмешательства Всевышнего, который ужаснулся, увидев, что люди (европейцы и примкнувшие к ним японцы) развязали на протяжении одного поколения две мировые войны, унесшие десятки миллионов жизней, и вручил человечеству оружие Армагеддона». Политолог считает, что последние 75 лет на страхе перед этим оружием «покоился относительный мир», но сейчас этот страх пропал — и его «нужно восстанавливать, иначе человечество обречено».

В статье в РИА Новости содержатся схожие рассуждения: Караганов вновь говорит о «сверхидее» появления ядерного оружия — «оружия апокалипсиса, которое вручил людям Господь Бог, чтобы оно было у людей все время перед глазами и пугало их». «А теперь люди потеряли страх», — приходит политолог к тому же выводу, что и в первой статье.

Он выражает надежду, что Россия никогда не применит ядерное оружие. «Но то, что мы отказываемся от возможности его применения во всех ситуациях, кроме как в случае смертельной опасности для самого государства, мне кажется легкомысленным», — пишет Караганов.

По его словам, если противники России не «одумаются», то военно-политическому руководству страны придется делать «ужасный моральный выбор» и принимать «тяжелое решение». «Но я считаю, что наш президент в какой-то момент должен проецировать свою решимость применить ядерное оружие», — делится своим мнением политолог.

Рассуждая о возможности такого развития событий, он задается вопросом о том, на какую цель должны быть направлены ядерные удары. Речь в таком случае не может идти об Украине, поскольку ее жители — «несчастный обманутый народ, которого гонят на убой», и «все-таки это наши люди», поясняет Караганов.

«Если же дело дойдет до ядерных ударов, то речь должна пойти о ряде стран в Европе, которые оказывают наибольшее содействие киевскому наемному режиму», — убежден автор статьи.

Подводя итоги своих рассуждений, Караганов выражает понимание «моральных мук» пацифистов и высказывает уважение в их адрес, но тут же заявляет, что «они существуют и живут в этом мире только потому, что за них сражаются и гибнут воины, как сражаются сейчас наши солдаты и офицеры на Украине».

Актуальные заявления о возможности применения ядерного оружия

О перспективе применения ядерного оружия на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 16 июня высказался президент России Владимир Путин. По его словам, такой сценарий теоретически возможен при возникновении угрозы «территориальной целостности, независимости и суверенитету, существованию российского государства», но сейчас такой необходимости нет. «Сам факт рассуждений» на эту тему понижает шансы на использование ядерного вооружения, отметил Путин.

Президент США Джо Байден оценил возможность использования Россией тактического ядерного оружия как реальную, проведя аналогию с пересыханием реки Колорадо. Американский лидер напомнил, что его опасения по этому поводу тоже не воспринимали всерьез и смотрели на него «как на сумасшедшего». «Они посмотрели на меня так же, как когда я сказал, что беспокоюсь о том, что Путин применит тактическое ядерное оружие. Это реально», — заявил Байден.

Бригадный генерал в отставке, бывший военный атташе в посольстве США в Москве Кевин Райан сказал в интервью RTVI, что западные политики вряд ли станут отвечать военной силой на возможное применение Россией ядерного оружия. По его словам, четкого плана действий на такой случай у Запада нет, но, скорее всего, дальнейшее развитие событий будет зависеть от мотивации российских властей: пойдет ли речь об устрашении, атаке на конкретное военное формирование, блокировке передвижения украинских войск или уничтожении военной инфраструктуры.