Французская компания Renault передала Москве свой автомобильный завод за символическую плату и без возможности выкупа обратно, но это не национализация. Об этом 17 мая заявил глава Минпромторга Денис Мантуров, передает РИА Новости.
Министр подтвердил, что цена сделки была символической — «за рубль». Также он уточнил, что в случае с московским заводом ЗАО «Рено Россия», в отличие от продажи доли в «АвтоВАЗе», французская компания не имеет опциона на обратный выкуп актива. Однако на вопрос о том, стоит ли в таком случае говорить о национализации, Мантуров ответил отрицательно.
Нет. Национализация — это когда государство принимает в одностороннем порядке решение забрать актив в государственную собственность… Это решение было согласовано самой же компанией Renault, — пояснил министр.
Возрождение «Москвича»
Глава Минпромторга подтвердил, что предприятие, которое официальные лица уже называют «Москвич», продолжит заниматься автомобилестроением, но линейка выпускаемых машин будет новой. Ранее мэр Москвы Сергей Собянин говорил, что на заводе возродят производство автомобилей под историческим брендом «Москвич», а основным партнером станет «КамАЗ». Также сообщалось о планах выпускать электромобили, машины для каршеринга и такси.
«Сейчас совместно с «КамАЗом» идет работа над новой стратегией для московского завода. Она предполагает как сотрудничество с иностранными брендами, так и развитие своих собственных продуктов, в том числе электрических. Логично, что все наработки «КамАЗа» по разработке электромобилей, в том числе те, о которых уже публично заявлялось, будут использованы», — сказал министр.
Минпромторг России ожидает, что запуск производства автомобилей под брендом «Москвич» на автозаводе на Волгоградском проспекте может произойти уже в этом году. На первом этапе речь идет только о технике с двигателями внутреннего сгорания, электромобили — проект на перспективу. Директором предприятия назначен бывший заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин, который до этого больше 20 лет работал на разных автомобилестроительных предприятиях.
Шильдик с названием «Москвич»
Опрошенные RTVI эксперты пока скептично относятся к перспективе возрождения «Москвича». Они опасаются, что вместо отечественной разработки в итоге получится просто китайский автомобиль с российским названием.
«Следует понимать, что на тех машинах, которые создавались раньше, никто ездить не будет. Кроме того, нет возможности их массового производства, нет моторов, автоматических коробок передач и так далее. В связи с этим машина будет дорогой и вряд ли качественной. <…> Если Россия задумается создавать машины “с нуля”, то столкнется с нехваткой трансмиссий, коробок передач и так далее. Это опять-таки сделает ценник на машину высоким, а людям в условиях санкций нужен недорогой автомобиль. Россия может повесить шильдик с названием «Москвич» на какой-нибудь китайский автомобиль, у которого, скорее всего, даже изменят некоторые параметры, хотя это тоже довольно затратный вариант, учитывая испытания и сертификацию», — пояснил RTVI главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
При этом пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что если заводу все же удастся наладить выпуск качественных и современных «Москвичей», то такую машину может купить себе даже Владимир Путин.
Любой россиянин хочет иметь хорошую машину «Москвич». Но она для этого должна стать хорошей машиной. Если это получится сделать, то это будет шикарно и, конечно же, все захотят иметь такую машину, в том числе и президент, — сказал Песков, добавив, что от подобного автомобиля не откажется и он сам.
Будущее «АвтоВАЗа»
Концерн Renault продал России и свою долю в «АвтоВАЗе» (67,69% акций), покупателем которой стал подведомственный Минпромторгу ФГУП «НАМИ», остальное осталось в собственности у «Ростеха». В ведомстве Мантурова сообщили, что после ухода французов из России завод сможет выпускать кроссовер Renault Duster под брендом Lada. В министерстве добавили, что эта модель будет освоена на производстве в Тольятти. Президент французской автомобильной группы Жан-Доминик Сенар заявил в эфире японского телеканала NHK, что решение о продаже далось компании нелегко.
«Это было очень тяжелым решением, но мы не знаем, когда будут сняты экономические санкции. Это — лучшее решение для защиты 45 тыс. наших работников на период, когда заводы остановлены», — пояснил Сенар.
17 мая Мантуров сообщил, что ключевыми условиями сделки с Renault по «АвтоВАЗу» стали обязательства помочь в поставках на завод своих комплектующих и возможность производить автомобили на действующей платформе.
«Основным условием является то, что компания Renault будет максимально прикладывать усилия для того, чтобы способствовать поставке комплектующих из других дружественных стран и готовых к производству и поставке данной продукции, сохранять для российского предприятия возможность использовать платформу, которая разрабатывалась компанией Renault совместно с инженерами «АвтоВАЗа»», — сказал министр.
Это было компромиссное решение с коллегами из компании Renault. С учетом того, что они не могут на сегодняшний день полностью обеспечивать поставку компонентов, комплектующих для обеспечения загрузки и автовазовских площадок и «Автофрамоса», — добавил Мантуров.
При этом глава Минпромторга отметил, что, в отличие от «Москвича», окончательная кандидатура на пост директора «АвтоВАЗа» пока не утверждена, хотя в качестве варианта, действительно, рассматривался бывший заместитель министра Александр Морозов, который семь лет курировал автопром в Минпромторге.
Мантуров добавил, что Минпромторг обсуждает с китайскими автопроизводителями возможный выкуп активов уходящих из России инвесторов из этой страны. Также министр сообщил, что еще в марте совместно с представителями отрасли было принято решение унифицировать базовые радиоэлектронные компоненты для автомобильной промышленности.