Мнение о том, что геймеры асоциальны, депрессивны и не отличаются особым умом, оказалось превратным: ученые доказали если не обратное, то, по крайней мере, наличие явных плюсов увлечения видеоиграми.
Видеоигры регулярно клеймят как причину ухудшения зрения, испорченной осанки, излишней агрессии и замкнутости — и даже возлагают на них ответственность за случаи массшутинга. Сами геймеры уверены, что игры делают их жизнь ярче и помогают справиться с не всегда радужной реальностью.
Сейчас видеоигры как никогда популярны. Для них покупают приставки, устанавливают на компьютеры и планшеты, они у каждого в круглосуточном доступе — достаточно достать смартфон из кармана. Поэтому ученые уделяют много внимания изучению последствий и эффектов виртуальной игровой деятельности.
Игры улучшают мелкую моторику и зрительное внимание
«Я играю не для себя. Я играю для вас», — говорит человек в зеленом костюме хирурга и хрустит чипсами, которые подает ему медицинский робот. Это рекламный ролик, герой которого, как нетрудно догадаться, — врач, увлекающийся играми. В 2007 году такие медики стали героями исследования, авторы которого — американские ученые — решили выяснить, как видеоигры влияют на работу практикующих хирургов.
Понаблюдав некоторое время за 33 сотрудниками хирургического отделения клиники Beth Israel в Нью-Йорке, исследователи установили, что хирурги-геймеры допускают на 32% меньше ошибок, чем их коллеги, которые не играют в видеоигры.
В эксперименте участвовали 12 хирургов старшего возраста с почти 13-летним стажем и 21 молодой врач со средним опытом работы от трех лет. Для оценки их профессиональных способностей был устроен полуторадневный эксперимент, в ходе которого медики проводили операции по лапароскопии — не по-настоящему, а как на учебе. Критериев было два — скорость работы и количество допущенных ошибок (недочетов).
Вторая часть эксперимента была посвящена играм: хирургам предлагали испытать свои геймерские навыки в течение трех 25-минутных игровых сессий. При этом 42% из них вообще никогда не играли в видеоигры, а 30% — наоборот, играли почти ежедневно.
Сопоставив результаты двух частей своего исследования, ученые поняли, что среди собранных ими подопытных медиков самые крутые геймеры и самые искусные хирурги — это одни и те же люди.
Собственно говоря, эти выводы не стали сенсацией: более ранние исследования показали, что видеоигры улучшают мелкую моторику, координацию глаз и рук, зрительное внимание, восприятие глубины, а также уровень навыков компьютерного пользователя.
Игры расслабляют и снимают стресс
В процессе игры человек сосредоточен на достижении цели — он ориентирован на успех и вознаграждение, а его мозг усиленно вырабатывает гормон дофамин, который вызывает массу приятных ощущений (их можно вкратце и схематично описать как удовольствие и приятного возбуждения в предвкушении успеха).
У дофамина имеются и другие эффекты — вроде как побочные, но не менее полезные, чем основные. Например, под его влиянием человеку легче переключаться между задачами и менять виды деятельности.
Еще один бонус этого чудо-гормона — прокачивание скиллов по учению на собственных ошибках: при каждом провале уровень дофамина резко падает, и мозг так отчаянно хочет его восстановить, что записывает эту ситуацию себе в «прошивку» и при ее повторении дает команды, позволяющие избежать нового провала.
Радость, здоровый азарт и душевный подъем, которые геймеры испытывают во время игры, — тоже сугубо положительные переживания. Они особенно важны для тех, кто склонен к депрессии или уже ею страдает, а в ковидные времена стали еще более актуальным способом «выйти в плюс» по эмоциям.
Игры помогают взаимодействовать с другими людьми
Существует стереотипное представление о геймерах как о затворниках, которые сутками приклеены к своим креслам, страдают кучей комплексов, зажаты и замкнуты, неспособны налаживать контакты в реальном мире — то есть испытывают катастрофические проблемы с социализацией. На самом же деле, уверяют многие психологи, компьютерные игры помогают многим людям преодолеть социальные барьеры в общении с незнакомцами, пусть даже и виртуальном.
Массовые РПГ, в которые играют коллективно и онлайн, объединяют геймеров в команды, вынуждают сотрудничать ради общей победы, искать общий язык, выстраивать положительные коммуникации, взаимодействовать в коллективе (пусть опять же виртуальном). Проникнуться командным духом и работать на общее благо — это психологический опыт, который полезен людям всех возрастов, вне зависимости от того, насколько они интегрированы в социум.
Игры полезны для работы мозга
Специалисты из университетов Франции, США, Румынии, Германии, Турции, Нидерландов, Литвы и Болгарии провели совместное исследование, изучив влияние компьютерных игр на психическое состояние школьников. В выборку попали 3 тысячи детей в возрасте от 6 до 11 лет, каждый пятый из которых проводил за играми не менее пяти часов в неделю.
Расхожий тезис о том, что подростки «бегут» в игру от реальности и ее проблем, не нашел подтверждения: так, дети из неполных семей играли реже других — и вдобавок каждый раз старались проводить за компьютером или приставкой все меньше и меньше времени.
Но главный вывод исследования — в другом. Оказалось, что у 95% школьников из выборки мозговая активность под воздействием игр выросла более чем в полтора раза, а интерес к учебе и познанию мира увеличился вдвое. Эти позитивные перемены происходили вне зависимости от половой принадлежности, возраста, состава и достатка семьи, страны проживания и так далее.
Примерно к таким же выводам пришли ученые из Стэнфордского университета. Исследуя активность мозга геймеров во время игры, они установили, что игровой процесс стимулирует гиппокамп (то есть память и обучаемость) и зону, отвечающую за целеполагание и мотивацию.
Таким образом, наука однозначно положительно оценивает влияние видеоигр на восприятие, внимание, память и принятие решений, не говоря уже о других менее существенных бонусах.