В российский прокат 19 ноября выходит новый фильм Гаспара Ноэ «Вечный свет» — 51-минутный эксперимент француза-провокатора, который проспонсировал модный дом Yves Saint Laurent. Редактор рубрики «Такое» Никита Марков побывал на премьере и считает, что для всех фанатов «Экстаза» Ноэ просмотр «Вечного света» обязателен.
Две актрисы — Шарлотта (Шарлотта Генсбур) и Беатрис (Беатрис Даль) перед съемками фильма о ведьмах обстоятельно обсуждают свои карьеры, бывших бойфрендов, сжигали ли их когда-нибудь на съемках (Беатрис — да, Шарлотту — нет) и другие важные темы.
Душевный разговор приходится прервать, чтобы отправиться на съемочную площадку, где обстановка крайне напряженная. Продюсер давит на режиссера, оператор считает, что на самом деле режиссер — он, актеры нервничают, а у исполнительницы главной роли неожиданные проблемы в семье, и ей срочно нужно бежать. Короче, все что может пойти плохо на съемках, именно так и идет.
Новый фильм Гаспара Ноэ — это не совсем фильм. Это скорее послесловие к предыдущей картине француза «Экстаз» — 51-минутный эксперимент для фанатов, снятый на деньги модного дома Yves Saint Laurent. Ноэ предложил YSL идею, а те выделили на ее исполнение бюджет. «Свет» показали на фестивале в Каннах в прошлом году..
«Вечный свет» и «Экстаз» похожи даже структурно. «Экстаз» тоже начинался с длинного представления главных героев, которые просто болтали друг с другом о чем угодно, потом начинались танцы, а потом происходящее в фильме превращалось в ад.
В «Вечном свете» из-за ограниченного хронометража в рамках ограниченного бюджета путь от идиллии до ада проходит гораздо быстрее. При этом, если «Экстаз» можно было интерпретировать как угодно, то в «Вечном свете», на мой взгляд, режиссер сразу объясняет, что хотел сказать. Для этого в кадре периодически появляются цитаты его признанных коллег— Тарковского, Пьера Паоло Пазолини, Райнера Вернера Фасбиндера — которые так или иначе касаются их творческих методов.
Кажется, «Вечный свет» про то, что только из страха, ненависти и хаоса на съемочной площадке может получиться по-настоящему великое или хотя бы заслуживающее внимание кино.
Кстати, о хаосе. Если вы захотите посмотреть фильм, то удостоверьтесь на сто процентов, что у вас нет эпилепсии. Это не шутка. Рассказать почему, значит, лишить вас удовольствия (ну или неожиданных мучений) от финальной части фильма. Но предупредить стоит. В момент, когда страсти в фильме доходят до точки кипения, щелкает переключатель (в буквальном смысле), и зритель подвергается светозвуковому изнасилованию, по-другому и не скажешь.
Если вам понравился «Экстаз», то вы, скорее всего, будете в восторге от такого решения, если нет — попытаетесь спрятаться за спинкой впереди стоящего кресла. Я, если что, оказался среди первых.
Учтите еще кое-что — «Вечный свет» точно стоит смотреть в кино. Финал фильма не произведет задуманного режиссером эффекта при просмотре по телевизору, и уж тем более — на экране смартфона, планшета, ноутбука, умных часов и так далее.
В общем, самый большой комплимент, который я могу сказать не совсем фильму, не совсем короткометражке Ноэ, такой — я бы точно посмотрел продолжение, если бы режиссеру дали развить эту идею в полнометражный фильм.