Выбор места для отдыха за рубежом у россиян остался небольшой — чаще всего они летят в Турцию. Но на турецких курортах отдыхают и украинцы, и между представителями двух стран зачастую возникают конфликты. Причем потасовки на почве национальной идентичности недавно вышли на высокий уровень. В Анкаре сотрудник международного управления Госдумы выхватил из рук депутата Верховной Рады Александра Мариковского флаг Украины, после чего завязалась потасовка. RTVI попросил психотерапевта Николая Амбарцумова поразмышлять о том, как предотвратить конфликты между россиянами и украинцами на отдыхе за рубежом.
Николай Амбарцумов — заведующий медико-реабилитационным отделением психиатрической клинической больницы имени Ганнушкина, врач высшей категории, психиатр, психотерапевт, нарколог и судебно-психиатрический эксперт.
Почему русские иногда ведут себя непристойно за рубежом
Наверное, одна из основных национальных особенностей русских — это колоссальная внутренняя свобода при очень сильной ограниченности во внешней. Поэтому в определенный момент из нас начинает переть такое, что это просто так не остановить.
Не думаю, что у нас всех есть какие-то конкретные общие черты — нельзя говорить, например, что русские в большинстве своем, скажем, алкоголики. Мы разные, и наш этнос тоже включает в себя много различных аспектов.
Возьмем к примеру человека со Ставрополья и человека из Архангельской области. Первый невысокого роста, черноволосый, смуглый. Второй — белобрысый, с абсолютно белой кожей. И при этом оба они принадлежат к одному этносу. Тот же Пушкин был на четверть африканцем и при этом абсолютным идеалом русского.
Мы можем долго терпеть, но в какой-то момент (причем не всегда понятно, в какой) все это с нас срывает, и в результате может произойти все, что угодно. Поэтому в целом снаружи заметны именно крайности — либо самые разгильдяи и негодяи, либо самые широкие жесты. А вот усредненного обывателя не видно. Просто обычного, надежного и хорошего русского не замечают, обращая внимания именно на экстремальные проявления.
Русские за границей — это один из классических сюжетов. Они оказываются в среде, где нет наших жестких законов, которые при этом, как известно, компенсируются необязательностью их исполнения. Оказывается, что вроде как можно все.
Снимаются внешние ограничения. Законопослушность воспринимается как слабость. Кажется, что если тебя участковый не будет жестко бить по голове, то можно и своровать, и украсть. При этом такая метаморфоза может случиться с любым россиянином, который всю свою жизнь на родине считался спокойным и добрым.
Выход русского за границу — это как когда родители выпускают ребенка из дома за забор, где все можно. Кстати, в той же Финляндии никаких заборов вокруг домов нет. И кто-то из «отпущенных» вполне может нет-нет, да и потоптаться по чужому газону, почувствовав в отсутствии запретов вседозволенность.
Плюс, практически всегда, когда мы говорим о всевозможных дебошах и других подобных проявлениях, это происходит в пьяном состоянии. Алкоголь снимает самокритику, и из человека начинает переть нечто глубинное.
При этом я общался, например, с северными корейцами и китайцами. И у них есть внутри некий жесткий стержень, не позволяющий им творить такое даже в нетрезвом состоянии. А у нас внутри зажата огромная свобода, спрятанная во внешней оболочке человека. Поэтому нельзя сказать, что такие проявления позволяют добавить некий штрих к портрету среднестатистического россиянина.
Какая из сторон больше виновата в конфликтах на отдыхе
Всегда неправ тот, кто начинает конфликт. И я тут вовсе не намекаю на глобальные обстоятельства. Любые военные действия всегда задают тональность общения между представителями враждующих государств. Возникает огромная поляризация сторон, причем с одинаковым знаком, что заставляет их мощно отталкиваться друг от друга.
На просторах интернета происходят конфликты, вплоть до чудовищных обвинений в отношении друг друга. Эти свары случаются между теми, кого принято называть «диванными войсками». А в Турции мы видим, как эти «диванные войска» начинают «воевать» в реальности.
Лаяться через сетевой «забор» никто не запрещает. Но когда ты на курорте, отдыхай и не мешай другим. Помни, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Это нормальное правило.
И хочется спросить «защитничков» с обеих сторон, которые устраивают подобные драки, а что вы делаете на отдыхе, если ваши страны воюют? Идите защищать свои ценности на фронт, а не задницу грейте на солнышке.
Еще раз повторю, что речь идет почти всегда о пьяных потасовках. Смешно, но до недавнего времени русские и украинцы по пьяни строили в Турции немцев, называя их фашистами. А уж что происходило на 9 Мая… И, кстати, пьяные поляки и французы тоже любили присоединяться к этим «боевым действиям». Неслись крики «вы нам за Севастополь еще ответите!». А если вдуматься, после Второй мировой прошло уже почти 80 лет. Так что такие «микробомбы» заложены в любой этнос.
В целом же военные действия — это всегда плохо. Это преступления, порча отношений между народами. Эти события всегда воспринимаются как абсолютные: святые или позорнейшие. И всегда стоит вспоминать заповедь «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».
Поэтому просто не поддавайтесь на провокации, которые, конечно же, будут с обеих сторон, где бы они ни встретились. «Диванные войска» — это всегда собачки, подвывающие из-за угла.
И еще раз напомню: если вы идете в общественное место, где вам могут встретиться люди из страны, которая вам не нравится, не пейте. Как в российском, так и в международном праве алкоголь ужесточает вину.
Что делать, если при виде украинцев хочется прокричать «Слава России!»
Надо понимать, что этот крик будет не во славу своей страны, он будет уничижителен и позорен. Потому что когда пьяный человек бросается на тебя, выкрикивая при этом какие-то очень хорошие лозунги, он таким образом унижает сам самого себя.
Если ты горд за свою страну, держи это при себе и скажи тогда, когда тебя воспримут. Есть такая прекрасная фраза: не надо метать бисер перед свиньями.
А если ты хочешь конфликта и драки — просто иди и подерись. Не надо прикрываться высокими идеалами, показывая мерзкие черты своего характера. Это дискредитирует ту идею, которую ты якобы хочешь таким образом донести.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции