Служба безопасности Украины (СБУ) в конце ноября начала проверки монастырей и приходов Украинской православной церкви (УПЦ). В качестве доказательств пророссийской деятельности священников УПЦ предъявляются обнаруженные во время обысков тексты про «русский мир», георгиевские ленточки и российские паспорта священнослужителей. Религиовед Роман Лункин рассказал RTVI о том, почему это происходит и к чему может привести.
Роман Лункин — российский религиовед, социолог религии, публицист и журналист. Доктор политических наук, кандидат философских наук, заместитель директора по научной работе, ведущий научный сотрудник и руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. Сотрудник «русской группы» Кестонского института. Главный редактор научного журнала РАН «Современная Европа».
Какую политическую позицию занимает Украинская православная церковь
Украинская православная церковь, как и все украинское общество и государство, вовлечена в российско-украинский военный кризис. Это противостояние происходит в рамках разных политических партий и ориентаций, что было характерно для УПЦ в целом в последние 20 лет.
До февраля 2022-го года представители Украинской православной церкви были и в антироссийских, и в пророссийских, и в умеренных партиях. После ситуация, безусловно, изменилась. Церковь, наравне с украинским обществом, продолжает быть частью той трагедии, которая происходит на Украине. Но при этом она все больше становится заложником ситуации и политики Зеленского.
Когда он стал президентом, то начал проводить максимально толерантную политику веротерпимости. Это воплотилось прежде всего в том, что законы, принятые при Порошенко и по факту направленные против УПЦ, Зеленский практически разрешил не исполнять. Они касались необходимости декларировать ее принадлежность к Московскому патриархату и облегчения перехода общин из одной юрисдикции в другую.
Сейчас у украинской власти нет каких-то реальных оснований для претензий к УПЦ. По крайней мере, я не вижу каких-то реальных подтверждений тому, что представители этой церкви могли занимать по-настоящему пророссийскую позицию или неким образом помогать именно российской стороне.
Да, я видел литературу, которую СБУ находит у священников. Но тогда получается, что это дискриминация по идеологическому признаку, причем не основанная на фактах. Обнаружение книг о Киевской Руси или об истории РПЦ совершенно не свидетельствует о пророссийской позиции или о желании построить «русский мир», как это пытаются подать.
Я считаю, что после 2014-го года идеологемы «русский мир» в церковной среде вообще не существует. Руководство Украинской православной церкви и сам митрополит Онуфрий изначально занимали очень патриотическую позицию и осуждали любые действия России и даже лично президента Путина.
Началось это еще с крымских событий, когда Онуфрий писал письма Путину с просьбой остановить происходящее. Звучали подобные заявления и из уст отдельных иерархов и Синода УПЦ. И с марта этого года Онуфрий и другие иерархи тоже делали подобные заявления. Кроме того, митрополит написал личное письмо к патриарху Кириллу фактически от лица УПЦ с тем, чтобы тот оказал влияние на Путина и все это прекратилось. В его случае придраться просто не к чему.
Почему проверки СБУ приходов и монастырей УПЦ начались именно сейчас
Обстановка на Украине и вокруг Зеленского, среди украинской элиты, обостряется. Социальная ситуация ухудшается. Поэтому позиция власти в отношении защиты своих рубежей требует новых врагов. И она находит их в лице Украинской православной церкви.
Вызвано это ослаблением УПЦ в целом и некоторыми случаями, когда отдельные иерархи проявляли лояльность к российской администрации на тех территориях, которые переходили под контроль российской армии. Но случаи такой уж прямой поддержки и благословения ее действий единичные, если говорить о епархиях, не входящих в ЛНР и ДНР.
Ослабленность Украинской православной церкви связана с ситуацией, в которую она попала. Часть территории, на которой она действует, подконтрольна России, часть только вошла в нее. Часть епархий практически заявили о своей самостоятельности и несогласии с позицией митрополита Онуфрия. Часть перешла под прямое управление патриарха Кирилла, — как, например, в Крыму.
Здесь ключевым стал собор, прошедший в мае этого года, согласно решению которого церковь дала разрешение на, так скажем, церковный плюрализм. Теперь получается, что епархии сами могут решать, есть ли у них связи с Киевом, к кому они могут относиться или вообще существовать независимо.
Также на соборе было принято решение удалить упоминание Московского патриархата из документов. То есть даже в юридическом смысле нельзя сказать о том, что Украинская православная церковь как-то относится к Московскому патриархату. Но канонически заставлять УПЦ отказаться от него незаконно. Это противоречит любым стандартам свободы совести, поскольку является идеологическим давлением на церковь.
Может ли украинская власть запретить УПЦ
Украина и Россия часто повторяют ошибки друг друга. В России, например, тоже довольно легко запрещают самые разные организации. Поэтому запретить-то УПЦ, конечно, можно.
Общая ситуация на Украине грозит расколом страны на разные части и регионы. Церковную проблему, поднятую Зеленским, вряд ли можно считать ее громоотводом, скорее стремлением показать патриотичность и монолитность власти. И любой патриотизм, как российский, так и украинский, к большому сожалению требует жертв.
В этой ситуации украинская власть действительно подходит к рубежу запрета УПЦ. Но все-таки у меня есть надежда, что это не произойдет. Пока задержания, аресты и обыски иерархов ни к чему серьезному не приводят. Реальных подтверждений коллаборационизма, кроме отдельных книжек, нет.
С помощью составления списка неугодных иерархов оказывается давление лично на митрополита Онуфрия, на верхушку УПЦ. Цель этих действий мне до конца не понятна. Все необходимые заявления со стороны Украинской православной церкви делаются, ВСУ ее священники окормляют, ее духовенство есть в армии. Казалось бы, что еще нужно? В пропагандистском духе осуждать патриарха Кирилла и Московский патриархат? Возможно, политики хотят, чтобы риторика церкви максимально совпадала с их риторикой.
Очень важным фактором является давление со стороны Православной церкви Украины (ПЦУ) и ее сторонников — прежде всего, самого радикального крыла украинской власти. В их рядах и греко-католики, которые поддерживают ПЦУ в западных областях страны, и то, что у нас называется «коллективным Западом». Это и Константинопольский патриархат, который помогал эту церковь создавать и, пожалуй, определенная часть западных политиков.
Не секрет, что митрополит Епифаний, предстоятель Православной церкви Украины, заявлял о том, что сейчас происходит чуть ли не дискриминация ПЦУ на Украине. По его словам, остановился переход приходов из УПЦ, поскольку для него нет причин. И та, и другая церковь патриотично настроены.
Насколько искренняя проукраинская позиция УПЦ
Если раньше в Украинской православной церкви были представители разных партий, то после 2014-го года (и тем более 24 февраля 2022-го года) этот плюрализм стал схлопываться. Это связано, безусловно, с консолидацией власти и общества на фоне социального кризиса, боевых действий и, конечно, с информационной пропагандой, которая декларирует невозможность отношений с Россией вообще. В этой ситуации даже если человек молчит и не отвечает на вопрос «чей Крым», он уже воспринимается как предатель.
После 2014-го года часть украинской элиты и мои украинские коллеги регулярно критиковали митрополита Онуфрия за то, что он сохраняет политический нейтралитет и резко не осуждает Московский патриархат, не проявляет агрессивной риторики по отношению к России.
Сейчас никакой пророссийской позиции у УПЦ нет.
Конечно, есть случаи, когда на подконтрольных России территориях священники продолжают службу, взаимодействуют с местными властями, и это рассматривается украинской стороной как коллаборационизм. Но, если взять опыт Второй мировой войны, что тут делать-то? Достаточно сложно указать на них пальцем и сказать, что они активно помогают россиянам и хотят всего того, что происходит.
Как для Украинской православной церкви, так и, между прочим, для Русской, все это является большой трагедией. Для патриарха Кирилла эта ситуации резко сузила границы того, что раньше в РПЦ назвали «русским миром». Для Украинской православной церкви это привело к раздробленности на востоке страны, к ликвидации части приходов и запрету в западных областях. Совершенно очевидно, что выгоды тут никакой ни для кого нет. Обе церкви очень сильно пострадали.
Почему проверки СБУ начались с Киево-Печерской лавры
Была масса заявлений от тех, кому это выгодно и кто эту позицию продавливал. Это ПЦУ и молодой митрополит Переяславский и Вишневский Александр (Драбинко). Конечно, он хочет получить для себя хотя бы часть или даже всю Киево-Печерскую лавру. В Единый государственный реестр было внесено юридическое лицо лавры как монастыря ПЦУ, и представители этой церкви заявляли, что ее скоро передадут им. Но представители украинского Министерства культуры сказали что не все так однозначно, и регистрация не значит, что лавра будет передана Православной церкви Украины.
Власти прекрасно понимают, что они в принципе могут это сделать, поскольку она является памятником культуры и принадлежит государству. Могут они дать ее и в раздельное пользование, как Святую Софию. Но при этом ясно, что таким образом оказывается давление на Украинскую православную церковь и митрополита Онуфрия, чтобы те больше осуждали действия Москвы и России.
Возможно у Зеленского есть, как и у всех украинских президентов, идея единого православия — об этом говорили еще Кучма, Ющенко и Порошенко. Я думаю, что в офисе Зеленского царит тяжелая психологическая атмосфера после долгого времяпрепровождения в полуподвале. Может быть, у них вообще родилась мысль, что на Украине нужно создать свою независимую православную церковь со своим патриархом, а московскую церковь вообще выкинуть из мирового православия.
Какие сценарии развития ситуации существуют
Нынешний Зеленский уже давно существует в совершенно другой логике, нежели Зеленский до военной операции. У политиков есть свои представления о единых народах, языках и границах. О том, что можно просто своим указом создать единую более патриотичную церковь. Порошенко ведь тоже думал, что создание Православной церкви Украины приведет к всплеску патриотической эйфории, которая вновь вознесет его во власть. Я думаю, что эта идея разобьется о реальность.
Если лавру отберут у УПЦ и передадут ПЦУ, конечно это вызовет стычки и драки монахов и верующих на улицах Киева вокруг нее. Учитывая накал ситуации, может пролиться кровь. Верующие не захотят отдавать святыню, вне зависимости от того, пророссийская или антироссийская у них позиция — да и вообще эти понятия уже в прошлом.
Если будет принято решение о ликвидации Украинской православной церкви в какой-либо форме, то это церковный раскол, деление Украины на разные части по церковному признаку.
Самый оптимистичный вариант заключается в том, что постоянное давление на УПЦ будет продолжаться вплоть до снижения накала конфликта. В результате это вызовет только массовое раздражение со стороны верующих. Опять же, попытки при поддержке местных властей захватить приходы и монастыри предпринимались с 2014-го года. В результате вся эта антицерковная истерия закончится ничем, но останется пятном на биографии Зеленского.
Есть ли в УПЦ агенты российского влияния
Я думаю, что таких агентов влияния уже практически не осталось. Они, безусловно, были. Но даже те люди, которые высказывались очень пророссийски, часто ездили в Россию — как митрополит Одесский Агафангел, — в последнее время никак себя не проявляли в этом отношении.
Ситуация, сложившаяся после февраля 2022 года, стала подтверждением провала российской политики влияния на украинское общество. А если в украинском обществе это не удалось, то почему это должно было удастся в церкви?
За некоторыми исключениями, подтверждений существования каких-то пророссийских движений и братств нет (а это на Украине намного более развито, чем в России). Митрополит Онуфрий делал с российской точки зрения достаточно радикальные заявления в отношении нашей страны, но при этом не переходил на пропагандистскую риторику. Я думаю, что он старается этого не делать, поскольку понимает, что его паства остается, скажем, и в Крыму.
Церковные деятели, мне кажется, вообще в большей степени думают о будущем, чем обычные политики. Потому что после всего этого они останутся на неопределенный срок, вплоть до своей смерти. И именно им придется разгребать потом то, что они наговорят сейчас.