Сотрудник екатеринбургского ЧОПа Александр Васильев, воевавший в Афганистане и Чечне, ждет психиатрической экспертизы. Он проходит подозреваемым по делу о вандализме, которое завели после того, как он пририсовал глаза на картине ученицы Малевича на выставке в «Ельцин-центре». За Васильева вступились ветеранское и арт-сообщества, а полотно уже отреставрировали и отправили в запасники Третьяковской галереи. RTVI поговорил с адвокатом охранника, художниками и искусствоведами о том, как развивается дело, стоит ли воспринимать его поступок как художественный акт и каковы перспективы его помилования.
Сотрудник екатеринбургского ЧОП Александр Васильев признался, что именно он пририсовал шариковой ручкой глаза супрематической картине «Три фигуры» ученицы Казимира Малевича Анны Лепорской. Он рассказал изданию E1, что принял полотна, представленные на выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» в «Ельцин Центре» за детские рисунки. По словам Васильева, подрисовать глаза его попросили некие подростки, посетившие экспозицию — они якобы сказали ему, что это их рисунки. Для охранника это был первый день работы в «Ельцин Центре» в качестве сотрудника ЧОП — по его словам, ему предложили выйти на одну смену. Васильев — ветеран Первой чеченской войны, на которой получил серьезные ранения, травмы и контузии. В охранное предприятие его пригласили боевые товарищи из ветеранских организаций.
Уголовное дело по статье «Вандализм» было возбуждено далеко не сразу, рассказали RTVI в Министерстве культуры России, к ведению которого относится Третьяковская галерея, владеющая испорченной картиной. Поначалу органы МВД ответили отказом на просьбу завести дело о вандализме, после чего Минкульт обратился с жалобой в Генпрокуратуру. После ее вмешательства дело завели по факту преступления в отношении неопределенного круга лиц. За поврежденное полотно была выплачена страховка, картина отправилась на реставрацию в Москву, была полностью восстановлена и помещена в запасники ГТГ, сообщили RTVI в пресс-службе Третьяковки. Стоимость реставрации составила 250 тысяч рублей. «Как говорили специалисты, следы шариковой ручки на холсте могут нанести ущерб значительно больший, чем разбрызгивание краски по поверхности. Но не так сильно был поврежден лаковый слой — к счастью, дилетант работал», — рассказал «Коммерсанту» руководитель «Ельцин Центра» Александр Дроздов.
Судьба уголовного дела сейчас зависит от результатов психиатрической экспертизы, на которую направлен Васильев, рассказал E1.RU его адвокат Алексей Бушмаков (в свое время он успешно защищал блогера и «игрока в покемонов» Руслана Соколовского). «Если по результатам экспертизы его признают невменяемым на момент преступления, то это вообще палочка-выручалочка для дознания, дело будет прекращено без какого-либо разбирательства. И будут назначены меры медицинского характера», — объяснил он.
Бушмаков пояснил RTVI, что ожидает вызова Васильева на экспертизу. Сам процесс, по его словам, в данный момент находится в стадии дознания, а его доверитель после того, как дал признательные показания, — в статусе подозреваемого. При этом остается неизвестным, кто именно будет объявлен потерпевшей стороной — ее, по словам адвоката, может стать и страховая компания, и Третьяковская галерея, и «Ельцин Центра», и Росимущество, и Министерство культуры.
Наказание по статье 214 «Вандализм» предполагает штраф в размере до 40 тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. При этом, уточнил адвокат, как только в деле появится потерпевший, можно будет пытаться достичь примирения. «У моего подзащитного пенсия около восьми тысяч рублей, для него любой штраф будет чувствителен», — сказал Бушмаков.
Подростков, по совету которых Васильев совершил свой проступок, полиция пока установить не смогла — по сведениям портала E1, на видеосъемку, зафиксировавшую деяние Васильева, они не попали. Адвокат подчеркивает, что между якобы имевшим место разговором с подростками и актом дорисовывания могло пройти время — на смене Васильев был с 8 часов утра, в то время как камера зафиксировала его у картины около четырех часов дня. «„Ельцин Центр“ мог бы опубликовать видеозапись, которую они представили дознавателям, — полагает Бушмаков, — и многое стало бы ясно. У них нет никаких юридических препятствий к этому».
Реакция ветеранского и арт-сообщества
За Васильева заступился губернатор Свердловской области Евгений Куйвашов. «…Называют вандалом, требуют посадить. А по-моему, катастрофы не случилось. Наверняка картина стала стоить в 10 раз дороже, потому что обрела новый смысл, прозрела», — написал он у себя в инстаграме. «Сейчас это наивный человек, большой ребенок. Когда-то он нас защищал, и можно позволить ему немного оплошать», — добавил Куйвашев. Его поддержал глава Екатеринбургской епархии митрополит Евгений.
После вмешательства светских и духовных авторитетов общественное мнение в городе склонилось в сторону снисхождения по отношению к Васильеву, сказал RTVI Бушмаков. Ранее, по его словам, мнения людей делились поровну — одни требовали наказать «вандала», другие — проявить милосердие к ветерану.
«Я удивлена огромному количеству призывов посадить и наказать этого человека в арт-сообществе, — рассказала RTVI куратор московского Центра авангарда Александра Селиванова. — Это показывает абсолютную неадекватность и даже озверелость „просвещенных культурных кругов“. Такое может произойти на любой выставке в любом музее». Куратор привела в пример несколько случаев намеренной порчи картины в Третьяковке и Эрмитаже.
Эксперт не видит в действиях Васильева подобного умысла. Как не видит в произошедшем и художественного акта, хотя многие представители арт-сообщества сравнивали его деяние с поступком художника Александра Бренера, в 1997 году нарисовавшего знак доллара на «Черном квадрате» Малевича в нидерландском Стеделийк-музее (за этот поступок художник получил пять месяцев тюрьмы и штраф). Однако в данном случае, говорит Селиванова, современным художником Васильева представить не получится.
С ней согласен и режиссер Всеволод Лисовский, работающий на стыке театра и современного искусства. «Представить его действие как художественный акт не получится, потому что он его не рефлексировал как таковой. Равно как и представителем наивного искусства — ровно по той же причине. У него не было умысла на сотворение нового, он хотел улучшить имеющееся».
«Лепорская часто ассоциируется с декоративно-прикладным искусством, с фарфором и керамикой, которой она занималась, — рассказала Селиванова. — Однако она очень значимая фигура. Она не просто ученица Казимира Малевича, а проводник его идей во времени. Лазарь Хидекель, Николай Суетин, Анна Лепорская — эти люди пронесли идеи своего учителя, идеи русского авангарда 1910-1920-х годов через весь ХХ век».
Тот факт, что Васильев решил «исправить» картину якобы по просьбе неких подростков, свидетельствует, что в среде простых людей авангардное искусство до сих пор воспринимается остро, полагает Лисовский. «Это событие иллюстрирует, что диалог общества с искусством всегда проблематичен. То есть постулирует проблему — является ли искусство объектом охраны, или является предметом диалога — пусть и вот такого».
Селиванова видит проблему более конкретно. По ее словам, наследие этой эпохи так и осталось недопонятым и недоисследованным, его не изучают ни в школах, а до недавнего времени мало изучали даже в профильных институтах и университетах. Это объясняется огромным перерывом в 1930-1960-х годах, когда авангард и абстрактное искусство были фактически репрессированы и не изучались, а их традиции прервались. Затем, указывает эксперт, полотна мастеров авангарда с большим трудом доставались из запасников, стать частью непрерывного развития истории искусства им так и не удалось.
В связи с этим отступление от классических канонов и фигуративности в живописи до сих пор воспринимается широкими народными массами c настороженностью (так, например, на тот же «Черный квадрат» Малевича на недавних слушаниях в Общественной палате обрушился актер, член Совета при Минкультуры Николай Бурляев — прим. RTVI).
Поддержать ветерана Чечни готовы его товарищи по оружию. «Конечно, случаи вандализма не должны оставаться без реакции, иначе у нас будут рисовать на памятниках и монументах, — сказал RTVI Геннадий Шорохов из движения «Боевое братство». — Однако в данном случае очевидно, что никакого умысла на причинение вреда у Александра не было». «Он заплатил родине своей службой, а теперь родина должна отплатить ему прощением за мелкое правонарушение», — полагает Шорохов.
«Если уж хочется как-то наказать охранника, его можно было бы откомандировать в институт современного искусства „База“, — иронично заметил Лисовский. — Но исключительно в качестве мягкой репрессии — он немного „репрессировал“ работу, а теперь искусство может мягко репрессировать его. В случае такого обучения речь, конечно, не идет о просвещении — просвещение не может быть принудительным».
Алексей Крижевский