В Израиле расследуют громкое дело о масштабной контрабанде алмазов, по подозрению в которой арестовано сразу несколько родственников миллиардера Льва Леваева. Его называют «королем алмазного рынка». Биография Леваева весьма незаурядна: бывший мэр Москвы называл его «самым желанным инвестором» российской столицы. В Израиле бизнесмена считают меценатом, ведь он помогает евреям по всему миру. Артем Филатов изучил семейный бизнес и правила жизни «короля алмазов».

В аэропорту Бен-Гурион приземлился обычный рейс из России. Пассажиры прошли паспортный контроль, получили багаж и направились на таможню. Мужчина, имя которого следствие не называет, вместе со всеми выбрал зеленый коридор. Там его и задержали с поличным. В чемоданах нашли бриллианты на сумму в 81 миллион долларов. По данным израильских правоохранителей, он работал на одном из российских заводов Льва Леваева. Это один из ключевых игроков мирового рынка алмазов, состояние которого журнал Forbes оценивает в один миллиард долларов.

Илья Шуманов, Transparency International: «Сами бриллианты являются предметом роскоши, но на них нет идентификационных номеров. Невозможно отследить движение ограненных камней. И часто криминальные группы используют бриллианты как инструмент отмывания и хранения денежных средств, поскольку эти инвестиции вечные, цена на них на рынке примерно одинаковая».

На неделе израильский суд арестовал шесть человек. Как сообщило израильское издание Haaretz, среди них брат Льва Леваева Моше и сын Звулун. Остальные, как считает полиция, связаны с компаниями «короля алмазов» в России и Израиле.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Но вероятно, все только начинается. Израильские силовики даже дали этому делу специальное название — «Черный бриллиант». Им занимаются спецподразделение «Лахав-433», налоговое управление и отдел по расследованию экономических преступлений.

В 2008 году Лев Леваев встречался с Дональдом Трампом на Мэдиссон Авеню, где до недавнего времени был магазин Леваева. Неизвестно, что обсуждали эти «важные» люди, но в 2015 году компания зятя Трампа Джареда Кушнера купила несколько этажей в бывшем здании The New York Times на Манхэттене у компании миллиардера Леваева.

Огранкой алмазов он начал заниматься еще подростком. В 90-е годы Лев Леваев уже был владельцем крупного холдинга, чьи интересы выходили за рамки бывшего СССР. Важную роль в расширении границ бизнеса сыграл Аркадий Гайдамак. В интервью газете «Коммерсант» он уверял, что помог Леваеву выйти на рынок добычи алмазов в Африке.

Аркадий Гайдамак, бизнесмен, газета «Коммерсантъ» №236 от 16.12.2011: «Я ввел его на ангольский рынок в 1999 году. В те времена ситуация там была крайне сложная. Мы подписали письменный договор (он существовал в единственном экземпляре) и передали его на ответственное хранение главному раввину России Берлу Лазару в соответствии с религиозными правилами — в алмазном мире они до сих пор действуют. И стали работать».

Затем договор, по словам Гайдамака, исчез, и Лев Леваев перестал выплачивать партнеру его долю. Аркадий Гайдамак даже судился с Берлом Лазаром в Тель-Авиве, а также со Львом Леваевым — в Высоком суде Лондона.

Сам Леваев — глава большой семьи, у него девять детей. По семейной традиции, сыновья занимаются преимущественно алмазным бизнесом, а дочери отвечают за девелоперские проекты.

В торговом центре «Афимолл» в Москва-Сити находится настоящий бриллиант девелоперской империи Льва Леваева, его открыли в 2011 году. Здесь расположен флагманский магазин Московского ювелирного завода, который тоже принадлежит израильскому бизнесмену. Так что дети в Москве бывают часто: старшая дочь Цвия Леваева и вовсе состоит в совете директоров российского подразделения AFI Development, которое отвечает за «Афимолл».

тт.jpg

Старшая дочь Льва Леваева Цвия Фотография:
AFI Development

Анастасия Кириленко, корреспондент The Insider: «Я думаю, что они не самостоятельные фигуры и выполняют указания отца. Во всяком случае, в других «авторитетных» бизнесах дети играют важную роль. С другой стороны, конечно, он может сказать, что он вообще не связан со своими детьми. Может быть есть на самого Льва Леваева досье где-то в полиции и в спецслужбах, но дети — отдельно, и в правовом государстве их причастность будет сложнее доказать».

На фоне информации о задержании родственников Леваева, в интернет выложили фрагмент телефонного разговора. На записи предположительно знаменитый «авторитет» 90-х годов, фигурант дела о малышевской преступной группировке Геннадий Петров обсуждает с бизнесменом Аркадием Буравым строительный бизнес Леваева. Также вскрылась переписка 2004 года с австрийскими коллегами Леваева, где написано, что он уже тогда числился в материалах доследственной проверки израильской полиции.

В Израиле Льва Леваева называют крупным меценатом, который строит школы и помогает евреям по всему миру. Леваев стоял у истоков создания Федерации еврейских общин России. В конце 90-х Леваев привозил в Россию мацу и вино для бедных евреев, ездил в США в частную школу для детей эмигрантов, где смело наставлял детей: «Я уверен, каждый из вас сможет создать в будущем то, что сделал я».

Исполнительный директор Transparency International Илья Шуманов считает, что секрет успеха Льва Леваева — его контакты на самом высоком уровне, а образ благотворителя лишь помогает устанавливать деловые связи.

Илья Шуманов, Transparency International: «Некоммерческие проекты Леваева, наверно, являются фасадной частью. И они, конечно же, дают понимание, что он занимается неким меценатством. На мой взгляд, это позволяет ему претендовать на роль эмиссара Кремля, в том числе во взаимоотношениях с другими странами».

В головной компании LLD-Diamonds от комментариев относительно подозрений в контрабанде отказались. Но в российской структуре Леваева — AFI Development — твердо уверяют в законности бизнеса «алмазного короля»: «Господин Леваев и компании, находящиеся под его контролем, действуют в соответствии с надлежащими нормами и соблюдают закон. Мы надеемся, что вопрос скоро будет выяснен, а подозрения окажутся необоснованными».

По сообщениям СМИ, израильская полиция хочет допросить самого Льва Леваева. Впрочем, последние 10 лет он живет в Лондоне, и информация о том, что он готов прилететь в Тель-Авив, не поступала. Однако Леваева все равно могут разговорить: полиция уже арестовала имущество бизнесмена на несколько десятков миллионов шекелей.