В России не утихает обсуждение новостей об Алексее Навальном и Фонде борьбы с коррупцией (признан НКО, выполняющей функции иностранного агента). 17 января политик вернулся в Москву из Германии, где пять месяцев проходил лечение и реабилитацию после отравления. Политика арестовали через несколько минут после приземления, а суд над ним прошел в полицейском участке в Химках. В итоге Навального арестовали на 30 суток. Но даже это не помешало его соратникам выпустить фильм про «дворец Путина», который за три дня посмотрели уже почти 60 млн человек, а уже в субботу они анонсируют массовые не санкционированные властями митинги. О первых шести днях Навального в России — в материале корреспондента RTVI Михаила Шептуна.
Таких событий в аэропорту Внуково точно еще не было. Зачистка терминала сотрудниками ОМОН и скандирующая на двадцатиградусном морозе толпа. Встреча Алексея Навального во Внукове не столичная акция, вышедшая за МКАД. Скорее всероссийская — ради этого в Москву приезжали из разных городов и оставались уже после задержания политика.
Георгий, сторонник Алексея Навального: «Я живу сейчас в хостеле — продлил аренду. Изначально хотел приехать на вахту работать в конце месяца, но когда я услышал, что Алексей возвращается в Россию, незамедлительно взял билеты и приехал сюда, чтобы поддержать его в аэропорту Внуково».
Георгий приехал из Самары. Но добрались до Москвы перед возвращением Алексея Навального не все.
Без всяких оснований нас с @gantvargi, на основании заявления «некого гражданина», снимают с поезда, якобы готовятся провокации в Москве. 4 человека. pic.twitter.com/gwIhkOVTho
— Фатьянова Ирина (@irmachinsky) January 16, 2021
В Петербурге главу местного штаба Навального Ирину Фатьянову на Московском вокзале ждали полицейские. Задержали, но ничего не предъявили. До Москвы Ирина в итоге добралась позже, где ее тоже задержали — у здания химкинского ОВД.
В день прилета Алексея Навального силовиков заинтересовал и журналист «Медиазоны» Давид Френкель. Полицейские задержали его прямо у стойки регистрации перед вылетом в Москву.
Давид Френкель, журналист «Медиазоны»: «Они сказали, что поступил некий звонок в отдел полиции о том, что господин Френкель является возможным организатором или участником возможных массовых беспорядков в Москве в аэропорту Внуково 17 января. Я им показал и удостоверение, и редзадание. Они его забрали, после чего меня потащили в полицейскую машину, несмотря на то, что я им все объяснял и показывал. Меня дотащили до полицейской машины, кинули в клетку сзади, отвезли в отдел. И дальше уже просто ждали фактически, пока мой самолет улетит».
Давиду Френкелю в отделе полиции так ничего не предъявили, не составили даже протокол о задержании. А уже в преддверии субботних акций силовики пришли к журналисту с предостережением. Полиция мешала работе СМИ и во Внукове. Тогда задержали фотокорреспондента «Новой газеты» Влада Докшина и репортера «Дождя» Эдуарда Бурмистрова. Последнего отпустили после проверки документов. Правозащитная организация Amnesty International осудила задержания журналистов, а Алексея Навального признала узником совести.
Наталья Звягина, директор представительства Amnesty International в России: «Узник совести — это понятие, которое Amnesty International ввело в том числе и в английский язык, потому что есть разница между политическим заключенным и узником совести. Политические заключенные — это люди, у которых действительно существуют какие-то основания для возбуждения дела. Узники совести — это прежде всего те, кто оказывается в заключении за свои убеждения. И в данном случае, как и всегда, когда мы говорим об узниках совести, мы говорим о том, что нужно полностью прекратить дело, потому что оно изначально сконструировано вокруг совершенно другого реального основания. Нужно немедленно освободить человека».
Организация не планирует обращаться в суды, как и участвовать в несанкционированных акциях. Наталья Звягина говорит, что их главная работа — народная поддержка узников.
Наталья Звягина, директор представительства Amnesty International в России: «Здесь вы можете увидеть ровным слоем лежащие вот такие кучки открыток, которые приходят со всего мира. Люди шлют свои письма поддержки либо человеку в заключении, либо его родственникам».
Наталья Звягина надеется, что такие акции в поддержку Алексея Навального не потребуются, и оппозиционер окажется на свободе. Но отправить электронные письма в изолятор, где находится политик, на этой неделе было невозможно из-за технических проблем.
18 января, в день, когда Алексея Навального привезли в «Матросскую тишину», во всех СИЗО Москвы запретили свидания с родственниками. Во ФСИН это объяснили распространением коронавируса. В следственных изоляторах также приостановили прием передач и визиты общественных наблюдательных комиссий. Посещать задержанных могут только адвокаты, ну и, конечно же, следователи и дознаватели.
С этой недели задержанных из всех московских СИЗО не доставляют в суды. По этой причине заседание по делу Алексея Навального о клевете не состоялось. Его перенесли на 5 февраля.
Ольга Михайлова, адвокат Алексея Навального: «Мы как раз говорили об уведомлениях, которые направляли суды на адрес местожительства Алексея в Германии, в том числе судья, которая сегодня рассматривала дело. Она направила Алексею повестку в Германию с помощью DHL — он ее получил. То есть даже суд знал о его местонахождении, хотя ФСИН говорит, что никто не знал, где он находится».
Вадим Кобзев, адвокат Алексея Навального: «Это ключевой момент, потому что нельзя объявить лицо в розыск, если ты знаешь, где оно находится. Если человек к тебе не приходит, он тебя игнорирует, и ты не можешь никак до него дотянуться, но знаешь, где он находится, то розыск невозможен».
Петербург — единственный город, где акции протеста продолжались три дня после ареста Алексея Навального. Активисты выходили к Гостиному двору на одиночные пикеты, а полиция их пресекала.
Расследование «Дворец для Путина» на канале Алексея Навального за три дня посмотрели больше 50 млн человек. Ответный ход силовиков — задержание в преддверии протестных акцией членов Фонда борьбы с коррупцией, который признан в России иноагентом. Киру Ярмыш отправили под арест на 9 суток, Георгия Албурова — на 10. Любовь Соболь оштрафовали на 250 тысяч рублей.
Следом — россыпь задержаний глав штабов Навального по всей стране: Калининград, Тюмень, Волгоград, Владивосток, Краснодар. А география протестных акций в этот раз обещает быть рекордной. Не санкционированные властями митинги и шествия планируются почти в 80 городах. Оценить общую численность участников сложно даже приблизительно. В соцсети «ВКонтакте» на шествия в Москве от Пушкинской до Манежной площади высказали готовность пойти восемь тысяч человек. В Санкт-Петербурге — шесть тысяч. За Уралом самая крупная акция ожидается в Новосибирске — около трех тысяч участников. В пятницу страницы всех субботних протестов «ВКонтакте» заблокировали, а столичное МВД пригрозило задержаниями:
«Попытки провести несогласованное публичное мероприятие, а также любые провокационные действия со стороны их участников будут расцениваться как угроза общественному порядку и немедленно пресекаться»
На этой неделе председатель Госдумы Вячеслав Володин выразил позицию российской власти по Алексею Навальному. Он — иностранный агент. А раз речь идет о национальной безопасности, то ставки высоки. Видимо, это должны понимать и силовики, и те, кто планирует выйти на улицы своих городов в субботу.
Вячеслав Володин, председатель Госдумы: «Сегодня западными спецслужбами, Госдепом, в виде инструмента используется Навальный. У всех должно быть понимание: все, что он делает, — за этим стоят иностранные государства. Наша задача — не допустить иностранного вмешательства, кто бы здесь не проводил эту политику. Страну надо защищать».
Такие заявления, впрочем, не помешали высказаться в поддержку Алексея Навального известным музыкантам и актерам: Noize MC, группе «Каста», Александре Бортич и многим другим.