В ноябре Россия возобновила чартерные рейсы на курорты Египта. В 2015 году авиасообщение со страной было полностью остановлено после крушения самолета с россиянами над Синаем. Решение возобновить полеты власти приняли несмотря на то, что Каир так и не сделал однозначных заявлений о причинах случившегося и не выплатил родственникам погибших компенсаций. RTVI выяснял, почему египетским властям невыгодно признавать взрыв на борту терактом и есть ли шансы у родственников жертв добиться выплат.
В ноябре 2021 года на египетские курорты полетели первые чартерные рейсы, еще раньше в августе были возобновлены регулярные полеты. С момента взрыва над Синаем основными требованиями российской стороны были усиление мер безопасности и выплата компенсаций жертвам трагедии. И если по первому пункту договоренности были достигнуты еще несколько лет назад, то вопрос компенсаций до сих пор остается открытым.
О каких компенсациях идет речь
К настоящему моменту родственники погибших получили только выплаты в размере 2 млн рублей от компании «Ингосстрах». Часть родственников погибших уже несколько лет добивается дополнительных компенсаций в египетских судах, но пока безуспешно. В египетский суд обратились родственники только нескольких десятков погибших (всего на борту было 217 пассажиров). Но, как говорит юрист, представляющий интересы потерпевших, Давид Кухалашвили, если компенсации будут выплачены, то их получат родственники всех жертв.
«Апелляционный суд в удовлетворении нашего искового заявления отказал на том основании, что якобы мы опять не смогли доказать факт нахождения погибших на борту и родственные отношения между погибшими и их родственниками», — рассказал RTVI Кухалашвили.
Впрочем, юрист признает: иного решения они и не ожидали, египетский суд не пошел бы против позиции властей страны. «Египетские власти хотят сохранить иллюзию, что Египет является безопасной страной для туристов, и, видимо, по этим причинам они не хотят признавать факт теракта. Они не очень хотят, чтобы люди получили компенсацию по решению суда, потому что в решении суда будет написано, что там был теракт и что египетские власти виновны в этом теракте, и, соответственно египетский суд будет взыскивать компенсацию с египетских властей в связи с тем, что они допустили халатность».
Олег Винник потерял в авиакатастрофе жену и двух маленьких детей, 2012 и 2013 года рождения. Вместе с ними на отдых тогда поехали мама и бабушка супруги. Запуск чартерных рейсов Олег называет предательством российских властей. В прошлом году мужчина создал петицию с требованием призвать правительство Египта к ответу. «Мы собственными средствами обогащали их, миллионы долларов вливались от туризма и инвестиций в Египет! Почему же властям Египта не хватает мужества и совести признать очевидный факт — теракт?!» — говорится в петиции. Там же Винник обратился за помощью к МИДу и лично к Владимиру Путину, чтобы они отстояли интересы российских граждан.
После этого, как рассказывает Винник, ему позвонила представитель МИД России Мария Захарова. «Она мне сказала, что обязательно будет держать меня в курсе, чтобы я писал ей в WhatsApp, чтобы я больше не устраивал таких шумных информационных поводов, что якобы они там что-то делают. Но в итоге в течение года, как вы понимаете, ничего не было сделано, самолеты начали летать, обо всем этом забыли».
В середине сентября Мария Захарова сообщила, что Россия и Египет достигли понимания по «выплате материального содействия». Деньги должна в добровольном порядке предоставить Федерация туристических палат Египта. «Надеемся, что соответствующие договоренности будут оперативно согласованы непосредственно между представителями египетских турпредприятий и родственников погибших россиян. Будем и далее этому всячески содействовать», — заявила тогда Захарова.
Как уверяет второй адвокат пострадавших Михаил Загайнов, стороне потерпевших до сих пор непонятно, в каких размерах, как именно и когда компенсации будут выплачены. Юрист Кухалашвили подчеркивает, что на мизерные суммы для своих клиентов он не согласится. Переговоры начнутся только через несколько недель. Если предложенные суммы будут неприемлемы, то адвокаты готовы идти дальше в Верховный суд или оказывать давление на египетские власти через международные организации (через какие именно – юрист не сообщает в интересах своих подзащитных). По словам Кухалашвили, ранее в подобных случаях родственники погибших иностранных граждан получали от Египта по несколько миллионов долларов.
RTVI отправил запрос в МИД России с просьбой прокомментировать текущую ситуацию с выплатой компенсаций.
Теракт или инцидент
Ранее также стало известно, что помимо компенсаций властям России удалось договориться о дополнительном контроле безопасности египетских аэропортов. Еще в 2017 году Минтранс России и министерство гражданской авиации Египта подписали соответствующий протокол. Согласно документу, Египет разрешил по запросу российской стороны «осуществление ознакомительных визитов специалистов РФ с целью ознакомления с порядком соблюдения требований авиационной безопасности в международных аэропортах Арабской Республики Египет». В конце января 2018 года в Каир прибыла российская делегация, которая провела финальную проверку столичного аэропорта. Достичь окончательных договоренностей о запуске полетов удалось в апреле 2021 года во время телефонного разговора Владимира Путина и его египетского коллеги Абделя Фаттаха ас-Сиси, исходя из «стандартов безопасности и комфорта, которые обеспечивают египетские аэропорты».
Родственников погибших больше всего возмущает, что на фоне переговоров на высшем уровне Египет даже не признал случившееся терактом.
«Если наша страна уверена, что это теракт, я хотел бы, чтобы и та страна, в которую наши самолеты летают, признала этот очевидный факт и каким-то образом навела порядок в системах безопасности в аэропорту и понесла за эту халатность ответственность. Они не признают это терактом до сих пор, издевательски формулируют решение в суде, что якобы мы не можем доказать нахождение конкретных лиц на самолете. Но это полный маразм», — говорит Винник.
Египетская сторона называет это или «инцидентом», или «крушением самолета» над Синаем, подтверждает политолог-востоковед, доцент НИУ ВШЭ Леонид Исаев. «Признание теракта накладывает на вас определенные финансовые обязательства, — говорит эксперт. — Второй вопрос — это безопасность. Это такое достаточно серьезное обвинение в адрес египетских властей, которые в принципе после прихода к власти ас-Сиси поставили вопрос обеспечения стабильности и безопасности на первое место. Признать теракт фактически означает расписаться в своей собственной некомпетентности в этом вопросе, поэтому они от версии теракта старались сразу же откреститься».
Президент Абдель Фаттах ас-Сиси в конце февраля 2016 года заявил, что на борту произошел теракт. Преступники таким образом, по словам президента, хотели нанести удар не только по туристической отрасли Египта, но и по отношениям республики с Россией, Италией и со всем миром, тем самым приведя страну к изоляции. Однако несколько недель спустя министр иностранных дел Самех Шукри подчеркнул, что слова ас-Сиси были основаны на предположении. «Мы жертва этой трагедии. Иногда мы чувствуем, что на нас смотрят так, будто мы виновны в этой трагедии. Нет нашей вины», — заявил министр в интервью «РИА-Новостям».
Через год после трагедии Межгосударственный авиационный комитет сообщил о том, что «в результате проведённых работ была определена зона начала разрушения самолета в воздухе и установлен факт высокоэнергетического динамического воздействия на обшивку самолёта по направлению «изнутри-наружу» и «взрывной декомпрессии в полёте». RTVI связался с авиаэкспертами, главой аналитической службы агентства АвиаПорт.ру Олег Пантелеевым и членом наблюдательного совета «Международной ассоциации аэропортов» и Общественного совета ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии», главным редактором Avia.ru Романом Гусаровым. Оба эксперта подчеркнули, что официальная информация о ходе расследования должна была публиковаться на сайте МАК, но после 31 октября 2016 года никаких новых данных там не появлялось.
RTVI отправил запрос в посольство Египта в Москве с просьбой прокомментировать позицию египетских властей. В пресс-службе посольства не смогли предоставить электронный адрес министерства иностранных дел страны (официальный сайт ведомства не работает).
Расследование в России
Авиакатастрофа самолета Airbus A321 компании «Когалымавиа», выполнявшего рейс Шарм-эль-Шейх—Санкт-Петербург, произошла 31 октября 2015 года. В результате крушения над Синайским полуостровом погибли 224 человека, включая членов экипажа. Несколько дней спустя Владимир Путин подписал указ о приостановке полетов в Египет.
В середине ноября 2015 года глава ФСБ Александр Бортников доложил Владимиру Путину, что на личных вещах пассажиров были обнаружены следы взрывчатки. По версии ведомства, сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте.
За месяц до теракта Россия начала наносить авиаудары по позициям запрещенной ИГИЛ в Сирии. «Убийство наших людей на Синае – в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников. Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно», – заявил тогда Владимир Путин.
СК России изначально возбудил уголовное дело по двум статьям: 236-й («Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности») и 263-й («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта»). Позже дело было переквалифицировано по статье «Теракт».
«Мы установили, что это был теракт, это был взрыв. То есть мы обнаружили там фрагменты на обшивке самолета, обнаружили с газоанализатором наличие взрывчатого вещества на внутренних стенках фрагментов самолета. В последующем совместно с сотрудниками МАК сложили остатки фрагментов самолета и получили конкретное место, где произошел подрыв», — говорил в 2018 году руководитель главного управления криминалистики СК Зигмунд Ложис.
Ответственность за теракт взяла на себя террористическая группировка «Исламское государство», запрещенная в России. В ноябре 2015 года сайт группы SITE, которая занимается мониторингом исламистских сайтов, опубликовал фотографию, обнаруженную в журнале ИГИЛ Dabiq. На снимке была фотография из-под напитка Schweppes Gold, а рядом — предполагаемый детонатор.
Позже агентство Reuters писало со ссылкой на заявление группировки, что установить бомбу на борту российского самолета удалось благодаря лазейке в службе безопасности аэропорта Шарм-эль-Шейха. При этом в заявлении ИГ утверждается, что изначально планировалось подорвать над Синайским полуостровом западный самолет. Но после того как Россия начала наносить авиаудары в Сирии, теракт решено было устроить на борту российского лайнера.
Марика Димитриади