Сюжеты
10:35
18 Мая 2019 г.
Баллада о любви, поп-хиты и БДСМ: чего ждать от «Евровидения» и почему конкурс критикуют
Поделиться:

Баллада о любви, поп-хиты и БДСМ: чего ждать от «Евровидения» и почему конкурс критикуют

Фотография:
Guy Prives / Getty Images

Вечером 18 мая в Тель-Авиве пройдет финал музыкального конкурса «Евровидение». Исполнители из 26 стран поборются за хрустальный микрофон и право провести «Евровидение» в 2020 году в стране-победительнице. RTVI оценил выступления полуфиналистов, проанализировал ставки букмекеров и историю конкурса и рассказывает от тех, за кем в финале стоит смотреть особенно внимательно.

С чего начиналось «Евровидение»

Идея провести музыкальный конкурс, который помог бы культурному единению европейских стран появилась в середине 1950-х годов. Замысел принадлежал Европейскому Вещательному Союзу, который тогда объединял телерадиокомпании в европейских странах.

В 1956 году в швейцарском Лугано устроили первое «Евровидение». За основу организаторы взяли итальянский конкурс эстрадной песни в Сан-Ремо, популярность которого вышла далеко за пределы Аппенинского полуострова.

В «Евровидение-1956» участвовали всего семь стран, победа досталась певице из Швейцарии Лиз Ассиа. Уже тогда все страны-участницы должны были провести предварительный национальный отбор исполнителя, который выступит на конкурсе. Единственный раз в истории участники могли представить на суд жюри не одну, а две песни.

Популярность конкурса возрастала год от года, как и число стран, которые хотели отправить туда своего конкурсанта. Организаторы поняли, что уместить в рамки одного концерта всех желающих невозможно, поэтому решили отстранять от участия в конкурсе следующего года те страны, которые показали самые слабые результаты.

Правила и участники

В 2004 году на «Евровидении» появился полуфинал, чтобы все страны, которые хотели выступить, имели такую возможность. С 2008 года проводят уже два полуфинала. В них не участвуют представители от Великобритании, Франции, Германии, Италии и Испании. Это сделали из уважения к странам, которые стояли у истоков основания Европейского Вещательного Союза и самого конкурса. Исполнитель из страны-хозяйки конкурса тоже автоматически попадает в финал. 

AP_18129428739558.jpg
Фотография:
Armando Franca / AP

В конкурсе имеют право участвовать те страны, которые входят в Европейский Вещательный Союз. При этом они могут и не находиться в Европе.

С 2015 года из-за большой популярности конкурса в Австралии страна также участвует в конкурсе, хотя и не входит в ЕВС. С этим был связан забавный факт. В 2016 году австралийская певица Дами Им заняла второе место, но во время оглашения результатов некоторое время лидировала. Всех интересовал вопрос, пройдет ли, в случае ее победы, конкурс европейской песни в Австралии, как того предписывают правила.

Критика системы голосования

Кстати, система голосования на конкурсе — основной повод для критики «Евровидения». Она со временем видоизменялась, но основной принцип — начисление баллов исполнителям от стран-участниц конкурса. С 2016 года телезрители звонят или отправляют СМС-сообщение за понравившегося участника (они не могут поддержать соотечественника), свое мнение также высказывает профессиональное жюри из пяти человек. После этого баллы народного голосования и экспертов суммируются.

Организаторы пытаются бороться с так называемым «соседским голосованием», которое негативно сказывается на объективности конкурса. За годы проведения конкурса проявилась очевидная тенденция — зрители оценивают не музыкально-художественную ценность каждого номера, а поддерживают исполнителей из стран-соседей. Появились даже «блоки».

Screenshot_2.jpg
Фотография:
кадр из видео Eurovision Song Contest / YouTube

Например, скандинавские страны, которые дают друг другу высшие баллы; Россия часто получает 12 баллов от Армении и Беларуси и платит им той же монетой. Ирландцы поддерживают британцев, румыны — молдаван и наоборот.

Организаторы «Евровидения» полагают, что система полуфинальных отборов и общая сумма баллов жюри и зрителей помогает бороться с «соседским принципом». Впрочем, такой подход все равно сталкивается с критикой. Оказывается, что жюри и зрители значительно расходятся в оценке выступления участников. Так «Евровидение-2016» Сергей Лазарев по итогам зрительского голосования выиграл, но с учетом голосов жюри занял третье место, а победа досталась Джамале из Украины.


Неформат и секрет успеха

Несмотря на все проблемы и критику музыкальный конкурс все равно остается одним из самых обсуждаемых и рейтинговых событий года. Возможно, аудиторию привлекают яркие номера и интрига, которая сохраняется при всей неоднозначности системы голосования.

В 2019 году в Израиле представили песню, которую создал искусственный интеллект, собрав воедино разные мелодии и тексты хитов «Евровидения» прошлых лет. Авторы проекта назвали песню — идеальной для конкурса. Если попытаться быть объективным и проанализировать победителей прошлых лет, можно сделать вывод, что идеала, канонической песни и выступления, которое гарантировало бы победу, пока нет.

Лазарев в 2016 году представил яркую поп-песню, хит, который исполнил на хорошем английском языке. С технической точки зрения номер тоже был безупречным: компьютерная графика, спецэффекты, хореография. Но выиграла украинка Джамала. Ее сложная с точки зрения вокала баллада «1944» о депортации крымских татар. Она не побоялась добавить в англоязычную песню строчки на крымско-татарском понравилась и критикам, и жюри, и зрителям. Ведь если бы зрители совсем не оценили выступление, то Джамала бы не выиграла.

То же самое можно сказать и о португальце Салвадоре Собрале, который выиграл в 2017 году. Его джазовая песня (не самый очевидный выбор для участия в конкурсе) Amar pelos dois набрала больше всего баллов как среди зрителей, так и у жюри. Возможно, решающим фактором поддержки стал мотив личного преодоления — с рождения певец страдал тяжелым пороком сердца и получил ряд послаблений от организаторов конкурса. Это широко освещали в СМИ.

Кроме личных историй, которые исполнители рассказывают со сцены и тем самым находят путь к сердцам зрителей, нельзя сбрасывать со счетов и эпатаж. В «Евровидении» часто принимают участие исполнители-неформалы, экстравагантный образ которых нравится публике. 

В 2014 году на конкурсе победила Кончита Вурст. Публика поддержала месседж австрийского транссексуала Томаса Нойвирта, который создал эпатажный образ «женщины с бородой». Он заставлял задуматься о толерантности, проблемах гендерной идентичности, борьбе с ксенофобией и самоидентичности.

Финляндия в 2006 году выиграла конкурс благодаря хард-рок-группе Lordi, участники которой вышли на сцену в нелепых костюмах гоблинов и орков и под тяжелую музыку прокричали со сцены что-то нечленораздельное. Кстати, молодой и красивый Дима Билан с качественной поп-песней, знаменитыми прыжками и балериной из рояля стал вторым. По сей день победа финнов и поражение Билана — сенсация конкурса. В список участников, которые прекрасно выступили на «Евровидении» благодаря своей оригинальности можно добавить Верку Сердючку (2-е место в 2007 году) и Бурановских бабушек (2-е место в 2012 году).

Фавориты «Евровидения-2019»

«Евровидение» можно любить и каждый год внимательно следить за выступлениями участников, болеть и голосовать за них, можно скептически оценивать уровень вокального мастерства участников, критиковать конкурс за политизированность или игнорировать его вовсе. Это не отменяет того факта, что «Евровидение» все еще пользуется популярностью и собирает большую аудиторию. 

Ежегодно в преддверии музыкального соревнования поклонники и эксперты оценивают шансы участников, их песни и задаются вопросом, кто же победит. Давать прогнозы, как мы знаем, — дело неблагодарное. Тем не менее после полуфиналов, где исполнители показывают те же номера, с которыми выступят и в финале, можно попытаться определить фаворитов.

Главным критерием остаются котировки букмекеров, которые не всегда на 100% отражают финальные результаты, но крайне часто их прогнозы оправдываются.

Если судить по данным крупных букмекерских контор на 17 мая, то победу должен одержать Дункан Лоуренс из Нидерландов с песней Arcade. Его шансы на итоговый успех оценивают в 46%. У крупных букмекерских контор, например, BET365, William Hill и Unibet коэффициент на его победу от 1,6 до 1,7.

евровидение ставки
Фотография:
eurovisionworld

Второе место букмекеры отдают австралийке Кейт Миллер-Хайдке с песней Zero Gravity. Ее шансы оценили в 12%, а коэффициенты варьируются от 6 до 7,5. На третьем месте — Джон Лудвик из Швеции и его композиция Too Late For Love. Сергей Лазарев с песней Scream, по данным букмекеров, станет пятым. Вероятность его победы оценили в 5%. Коэффициенты на победу от 10 до 20.

Данкан Лоуренс

Данкану Лоуренсу 25 лет. Он участвовал в голландской версии шоу «Голос».

Arcade — классическая баллада о любви. Номер Лоуренса — аскетичен. Он не пользуется ни подтанцовкой, ни помощью бэк-вокалистов. Исполнитель из Нидерландов сидит за клавишами синтезатора и полагается на свои вокальные данные.

Кейт Миллер-Хайдке

Кейт Миллер-Хайдке 37 лет. У нее есть опыт оперного пения, что бросается в глаза при исполнении песни Zero Gravity. Сопрано певицы завораживает. Красивый наряд и причудливая корона на голове вызывают ассоциации с королевой Эльзой из мультфильма «Холодное сердце».

С точки зрения сценографии номер выглядит завораживающе. Миллер-Хайдке помогают две девушки-танцовщицы. Визуальные эффекты создают впечатление, что все они парят в космосе над Землей, что соответствует названию песни.

Джон Лундвик

36-летний Джон Лундвик представит в финале песню Too Late For Love, которую написал сам. Песню Bigger Than Us его же авторства споет представитель Великобритании Майкл Райс.

Если сравнивать Too Late For Love с другими песнями-фаворитами, она явно больше тянет на танцевальный хит. Ближе к концу выступления на сцене с Лундвиком появляются афроамериканские бэк-вокалисты и композиция приобретает канонические для ритм-энд-блюза черты, чем-то напоминает молитвы в баптистских церквях.

Исландия и эпатаж

Видимо, в 2019 году исполнители разных стран не стали делать ставку на чрезмерный эпатаж, чтобы поразить публику. В категорию «неформалов» из всех финалистов можно отнести разве что группу из Исландии Hatari. Они споют песню на исландском языке Hatrið mun sigra о ненависти, которая царит в мире.

Удивление вызывает не столько песня, жанр которой определить трудно, сколько номер исполнителей. Черные и белые кожаные костюмы, ошейники, а также металлическая клетка, вокруг которой танцуют участники выступления создает ассоциации с БДСМ-культурой. Оправдается ли такой подход, станет ясно в ночь на 19 мая.

Авторы сюжета: