Джо Байден выступил с первым телеобращением на посту президента США и полностью посвятил его пандемии. Он заявил, что к 1 мая все взрослые американцы смогут получить вакцину от коронавируса. Ко Дню независимости власти надеются вернуться к нормальной жизни. За несколько часов до своего выступления Байден подписал план спасения экономики США на рекордную сумму $1,9 трлн. Это самый масштабный пакет денежной помощи со времен Великой депрессии. Как президент спасает экономику и за что его критикуют, выяснял корреспондент RTVI в Нью-Йорке Борис Кольцов.

Третий и самый объемный в истории пакет законов, направленный на восстановление экономики, получил даже историческое название: «Американский план спасения». Демократическое большинство в Сенате и Палате представителей не нуждалось в поддержке республиканцев, чтобы его принять. Как ответственность, так и политические дивиденды от расходов почти на $2 трлн партия президента не будет делить с оппонентами.

Джо Байден, президент США: «Этот исторический закон восстанавливает главную опору нашей страны».

Этими словами президент Байден сопроводил 11 марта подписание «Американского плана спасения». Главной опорой экономики Штатов всегда была сфера услуг. Прямые выплаты составят по $1 400 каждому налогоплательщику с доходом не больше $75 000 на одного взрослого в год. Столько же такие жители США получат на каждого ребенка. То есть семья с двумя детьми в ближайшее время получит от государства $5 600. А после сдачи налоговой декларации в апреле их ждет еще компенсация на каждого ребенка, которая в этом году будет не меньше $3 000. Все это поможет дотянуть до заветного события — к лету администрация Байдена обещает сделать прививки от COVID-19 общедоступными для всех взрослых.

Сергей Алексашенко, экономист: «Если план президента Байдена вакцинировать всех желающих американцев до конца мая удастся, то это означает, что в летний сезон отпусков Америка войдет уже фактически избавившись от COVID-19. И это означает, что многие бизнесы: рестораны, бары, концерты, курорты, кинотеатры, круизы, авиакомпании, гостиницы — все это начнет работать более интенсивно. Может быть даже на полную мощность. И в этой связи выделение не очень больших денег на программу вакцинации, мне кажется, для восстановления экономики в долгосрочной перспективе играет гораздо большую роль».

На вакцинацию в третьем пакете помощи выделили, действительно, немного — всего около $14 млрд. Так же сравнительно небольшую сумму направят на прямую поддержку бизнеса — чуть больше $80 млрд. Но закон позволяет предпринимателям заработать на освоении средств, выделенных на другие программы.

Сергей Алексашенко, экономист: «Вот, например, есть большие суммы, выделенные на поддержку школ. Примерно $120 млрд для того, чтобы школы могли открываться. И когда читаешь содержание этой программы, то там и создание новых систем вентиляции, и создание систем защиты. И ты понимаешь, что эти заказы, в отличие от России, где была бы такая программа создания вентиляции, у нас бы какая-нибудь госкорпорация тут же получил заказ на всю страну и начала бы его осваивать. Мы понимаем, что в Америке каждая школа индивидуально будет заключать контракт. Или расширение центров тестирования и вакцинации, когда их нужно будет увеличивать. Мы понимаем, что там опять будет привлекаться малый бизнес».

В самом начале пандемии, весной прошлого года, в Европе тоже выделяли деньги на поддержку малого бизнеса и здравоохранения. В Германии, например, тогда выделили на это больше €1 млн. Но в ЕС до ковидного кризиса не существовало механизмов, которые позволяли бы, как в США, централизовано оперировать финансами в рамках согласованных пакетов помощи для всех стран-участниц союза.

Сергей Алексашенко, экономист: «Европа до сих пор не решилась на создание бюджетного союза. То есть создав денежный союз, выпустив единую денежную валюту, Европейский Союз отказывался от бюджетной централизации. Более того, на уровне ЕС не было центрального долга. В прошлом году случился прорыв, и Евросоюз решил выпустить облигации примерно на €1,5 трлн, которые будут распределены в рамках программ помощи европейским странам по разным критериям. То есть будут какие-то программы, которые будут финансироваться за счет централизованного заимствования Евросоюза».

Интересно, что $1 400, плюс $600, которые американцы получили в рамках второго пакета помощи, — это ровно $2 000. Именно на такой сумме поддержки настаивал Дональд Трамп в конце прошлого года, но республиканское большинство в Сенате тогда не поддержало эту идею.

Сергей Алексашенко, экономист: «Я думаю, если бы республиканцы согласились на выплату $2 000 в конце прошлого года, то, возможно, выборы в сенат Джорджии принесли бы другой результат. И тогда политическая картина Америки сегодня выглядела бы совсем по-другому. Избиратель любит, когда его подкупают законным образом и когда ему дают больше денег. А так демократы очень активно использовали тезис, что „мы хотим дать больше денег населению, а республиканцы этого не хотят“».

Политическая выгода демократов сейчас — один из главных раздражающих факторов для сторонников Республиканкой партии, несмотря на перспективу решить часть из накопившихся за последний год финансовых проблем. Живущий в Нью-Джерси инженер-механик Григорий почти весь прошлый год искал работу. Он зарегистрировался на бирже труда в мае, а пособие по безработице начал получать только в октябре — за пять недель до того, как нашел новую работу. Поэтому на всю жизнь он запомнит именно первый пакет помощи, принятый прошлой весной. Тогда каждый взрослый налогоплательщик получил от государства $1 200 и еще по $600 на каждого ребенка.

Григорий Савицкий, инженер-механик: «Первый чек сыграл очень большую роль в моей жизни, потому что в тот момент я и жена не работали, у нас только родился ребенок, и нам эти деньги были очень нужны. Но когда я нашел работу и получил второй чек, это уже не настолько было важно. И сейчас третий чек. На самом деле, мы уже больше не интересуемся им, как финансовой поддержкой, потому что здесь уже больше политическая подоплека. Это нас категорически не устраивает».

Главный тезис недовольных республиканцев: страна влезает в долги, которые придется отдавать их детям и внукам. Еще один повод для недовольства — дополнительные выплаты к пособию по безработице. При Трампе почти весь 2020 год давали $600 в неделю. В нынешнем пакете законов на это выделили по $300. Критики видят риск, что у безработных не будет стимула искать заработок.

Григорий Савицкий, инженер-механик: «Они получают $300 сейчас, и плюс какие-то суммы выплачивают им местные власти. Эти деньги чуть-чуть меньше, но $500 — это похоже на то, сколько я сейчас зарабатываю в неделю. Я думаю, что те, кто сидят без работы, сейчас в лучшем положении. Им не нужно никуда идти. А я каждый день езжу по 36 миль туда и обратно только для того, чтобы заработать те деньги, которые люди получают сидя дома. Тем более сейчас Байден обещает поменять на $600 в неделю, и тогда вообще это будет замечательно».

Еще одна стойкая ассоциация с вливанием в экономику почти $2 трлн — печатный станок — в ближайшее время не понадобится. В казне сейчас достаточно средств, чтобы не печатать новые казначейские билеты, как минимум, сразу.

Сергей Алексашенко, экономист: «С прошлой весны за год объем денег, которые хранятся на общем счете казначейства, вырос до $1,8 трлн. Это было на начало года. Сейчас примерно $300 млрд потратили. То есть в принципе у американского казначейства сегодня на счете есть $1,5 трлн. Деньги не пахнут. Поэтому можно говорить, что арифметически немедленного вливания денег с рынка денег не нужно. Федеральной резервной системе не надо печатать деньги для того, чтобы финансировать эти расходы. Но, с другой стороны, последние три недели финансовые рынки стали гораздо с большей долей обеспокоенности смотреть на то, что происходит в денежной экономике, — на эмиссионную активность ФРС».

Один из главных индикаторов беспокойства на Уолл-стрит — процентные ставки по десятилетним государственным облигациям — снова растут. А это значит, что финансисты уже реально обеспокоены пузырем, который раздувается на рынке акций с каждым выделением антиковидных денег. И несмотря на то что нынешний пакет можно называть последним примером экстренного выделения средств, на очереди у демократов еще около $2 трлн. Именно в такую сумму еще во время избирательной кампании Джо Байден оценивал реформу инфраструктуры и перевод экономики на «зеленую» энергетику. Трудно представить, что помешает демократическому большинству в Конгрессе уже в ближайшее время выделить эти средства. Но без печатного станка тогда уже на обойтись.