Российское военно-историческое общество прибыло в Карелию, чтобы начать раскопки на месте массовых расстрелов в Сандармохе. Захоронение в середине 90-х обнаружил историк Юрий Дмитриев, которого теперь обвиняют в педофилии. Почему экспедицию снарядили именно сейчас и именно в эту местность, выяснял корреспондент RTVI Артем Филатов.

Внимание историков и сторонников главы карельского отделения «Мемориала» Юрия Дмитриева привлекла экспедиция, которую Российское военно-историческое общество собирается отправить на место захоронения жертв НКВД — в лесу под Медвежьегорском. Эти места больше 20 лет назад обнаружил сам Дмитриев, который сейчас ожидает суда в СИЗО.

Раскопками будет руководить петербургский бизнесмен Олег Титберия. Его компания является одним из лидеров рынка портовых кранов. В свободное время бизнесмен занимается поисковой и патриотической работой под эгидой РВИО. Титберия рассказал RTVI, что намерен искать останки расстрелянных красноармейцев и ничего не знает об уголовном преследовании Юрия Дмитриева.

Олег Титберия, бизнесмен: «Если вы мое мнение честно спрашиваете, я ничего не знаю, что сейчас происходит с Юрием Дмитриевым. Потому что я практически все свое время свободное провожу в экспедициях. У меня есть конкретная задача, которой я посвятил свою жизнь, которой я занимаюсь. Вот об этом я могу рассказывать сколько угодно — о своих экспедициях, о найденных солдатах».

В администрации Республики Карелия RTVI сообщили, что мемориальное кладбище «Сандармох» недостаточно изучено. При этом вскрывать уже известные захоронения во время экспедиции не планируется.

Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия: «В настоящее время границы территории и предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Место захоронения жертв политических репрессий 1937-1939 гг., 20-й км. Дороги Медвежьегорск-Повенец, местечко Сандармох не утверждены. Несмотря на то, что мемориальное кладбище Сандармох широко известно, информация о нем неполная и не отвечает изменившимся требованиям об учете и координатной привязке на местности. При проведении исследований вскрытие известных захоронений не предполагается, имеющиеся памятные знаки и элементы благоустройства (символические намогильные сооружения-столбцы) подлежат сохранению».

Между тем, помимо места захоронения жертв НКВД, в районе Сандармоха находится охраняемая государством стоянка древнего человека, поэтому работы там нужно производить с особой осторожностью, сообщил RTVI директор Медвежьегорского районного музея Сергей Колтырин.

Сергей Колтырин, директор Медвежьегорского районного музея: «Там стоянки древних людей законсервированы археологами. Не на том месте, где расстрелы, но там, где Сандармох, да. Это ведь большая территория, это не только та территория, где расстреливали. Это еще и деревня, это все Сандармох, это большой объект. Надо у археологов спрашивать, чтобы они показали точно».

Также он считает, что для поиска останков красноармейцев в районе урочища Сандармох нет никаких исторических оснований.

Сергей Колтырин, директор Медвежьегорского районного музея: «Знаете, это нереальная картина, нереальное дело. В военных архивах Финляндии нет этого материала, никто никогда не видел этих документов. Килин, профессор университета Петрозаводского, говорит, что что-то есть. Но он так ничего и не показал. Я был на конференциях, на совещаниях по этому вопросу, мне никто не показал документа, что там проводились расстрелы. И вообще, я не уверен, что финны могли на линии фронта расстреливать людей».

Руководитель экспедиции по поиску красноармейцев Олег Титберия не доверяет информации о том, что в районе Сандармоха в Карелии нет захоронений солдат Красной Армии.

Олег Титберия, бизнесмен: «Я думаю, что на данный момент эта информация нуждается в проверке. Потому что вы посмотрите, как раньше проводились раскопки, эти исследования. Тогда даже приборов нормальных не было!»

Работы в Сандармохе могут начать уже на выходных, по крайней мере такие сроки обозначены в разрешении карельских властей. Однако юристы организации «Архнадзор» заявили, что документ не имеет силы, поскольку не был опубликован на сайте администрации Карелии.

RTVI будет следить за тем, как развивается новая попытка изучить место массовых расстрелов, которые нашел арестованный историк Юрий Дмитриев.