6 мая в подмосковном поселке Усово покончил с собой миллиардер и глава совета директоров группы «Аллтек», которая контролирует крупнейшую в мире компанию по производству металлургических углей «Сибантрацит». Бизнесмену было 52 года. Forbes оценивал состояние Босова в $1,1 млрд, а в рейтинге российский миллиардеров он занимал 86-е место. При этом журналисты называли его близким другом бывшего министра Михаила Абызова. О предпринимательском пути Босова, а также об уголовных делах, конфликтах и исках — в материале RTVI.
Предприниматели из Бауманки
Дмитрий Босов родился в Барнауле 27 марта 1968 года. В 1991 году с отличием окончил факультет радиоэлектроники и лазерной техники МГТУ имени Баумана. Практически сразу после учебы начал заниматься торговлей, но потом переключился на алюминиевый бизнес.
В середине 90-х он стал акционером Красноярского алюминиевого завода. С 1997 до 2000 года входил в совет директоров предприятия. «Интерфакс» называет его «одним из участников передела отечественной алюминиевой промышленности».
В начале нулевых вместе с однокурсниками из МГТУ основал группу «Аллтек», которая занимается инвестпроектами в России. В 2018 году Босов создал группу «Сибантрацит». Структура объединила крупнейшие угольные компании Новосибирской области.
Кроме этого, Босов был совладельцем угольной компании «Востокуголь». В апреле 2019 года ФСБ возбудило уголовное дело на часть руководства «Арктической горной компании» (АГК), входящей в «Востокуголь». Их подозревали в незаконной предпринимательской деятельности. Источники РБК утверждали, что Босов проходит по делу свидетелем, однако другой источник, близкий к угольной компании, это отрицал.
АГК должна была заняться разработкой Таймырского угольного бассейна, который мог обладать мощностью 30 млн тонн в год. Лицензия на георазведку была у компании с декабря 2014 года. Однако еще в сентябре 2016 года у АГК произошел конфликт с Росприроднадзором, который обвинил ее в самовольной добыче каменного угля. Ведомство требовало от АГК заплатить штраф в 2,1 млрд рублей (позже сумму снизили до 954 млн рублей). Компания пыталась оспорить претензии, но в 2019 году суд отклонил апелляционную жалобу.
В марте 2020 года «Востокуголь» начала избавляться от проекта. Среди потенциальных покупателей госкомпании — «Ростех», «Росатом», «Роснефть». Собеседники «Коммерсанта» рассказали, что компания Босова «переоценила свои силы».
Уже в апреле стало известно, что из компании «Востокуголь» уволили партнера миллиардера, а также члена совета директоров «Сибантрацита», Александра Исаева за «вопиющие злоупотребления и хищения».
В ноябре 2019 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск «Новотранса» к компании «Сибантрацит» на 125 млн рублей за нарушение условий договора. А в октябре суд взыскал с дочки компании «Сибантрацит Логистик» 130 млн рублей. По словам представителя «Новотранса», причиной исков стал простой вагонов. Иски к «Сибантрациту» также подали РЖД, «Федеральная грузовая компания» и «Федеральная пассажирская компания». Их общая сумма оценивалась в 587 млн рублей.
А в начале мая иск на $1 млн к Босову подал гражданин США Фрэнсис Рачоппи, бывший директор компании Genius Fund Group. Структура была подконтрольна Босову, она работает в индустрии легальной продажи марихуаны. В конце марта всех сотрудников компании уволили из-за ситуации с коронавирусом. Однако, по словам Рачоппи, заболевание никак не повлияло на индустрию в Калифорнии.
Абызов, «Ведомости», хоккей и коронавирус
В апреле 2019 года Босов отрицал информацию, что бывший министр Михаил Абызов, которого арестовали по обвинению в мошенничестве, имеет долю в компании «Сибантрацит». Информация об этом появилась в телеграм-канале «Незыгарь». Миллиардер говорил, что это «фейк-ньюз».
Но о том, что у миллиардера и министра «хорошие личные отношения», Босов рассказывал в материале «Ведомостей» в сентябре 2009 года. «Мы увидели неизвестного нам молодого и борзого человека по фамилии Абызов, который заявил, что платить по прежним тарифам КрАЗ не будет», — комментирует Босов первую встречу с Абызовым летом 1998 года, когда тот приехал на Красноярский алюминиевый завод в качестве члена правления энергетической компании «ЕЭС России».
Предприниматель также добавил, что, несмотря на постоянное «противоборство», вечером они вместе ужинали, пили водку, сравнивая студенческие годы в Бауманке и на Мехмате.
Еще один друг Босова — владелец газет «The Moscow Times» и «Ведомости» Демьян Кудрявцев. О своей дружбе миллиардер рассказал в 2008 году. О том, что Босов предоставлял кредиты на развитие «Ведомостей» говорил сам Кудрявцев в интервью основателю проекта The Bell Елизавете Осетинской. «Один раз и деньги ему были возвращены. И это знает вся редакция. Я согласовывал это с Лысовой [бывший главный редактор „Ведомостей“ Татьяна Лысова] и рассказывал редакции», — говорил он.
В материале «Газеты.ру» он отметил, что Босов помогал при покупке «Ведомостей» в 2015 году, но только «морально».
Босов также играл в хоккей в составе любительской команды «Спортима», куда входят премьер-министр страны Михаил Мишустин, бывший вратарь сборной Илья Брызгалов, а также другие профессиональные хоккеисты. Кроме того, «Сибантрацит» является официальным спонсором Ночной хоккейной лиги. А в мае 2016 года он выступал против команды президента Владимира Путина.
Еще один факт в биографии Босова — он одним из первых заговорил об угрозе коронавируса в России. «Открытые медиа» со ссылкой на знакомого предпринимателя говорят, что Босов призывал всех поддержать медицинскую систему страны. А его благотворительный фонд «День Первый», который был учрежден его женой Екатериной, доставил из Китая в Россию 30 самолетов со средствами защиты.
«Он был „на взводе“»
Рядом с телом Босова нашли пистолет Glock 19 gen 4. «Коммерсантъ» пишет, что, по предварительным данным, оружие могло быть наградным. Предсмертной записки сотрудники Следственного комитета на месте самоубийства не обнаружили.
Собеседники РБК, близкие к миллиардеру, рассказывают, что в последнее время «он был „на взводе“». В семье были частые скандалы, а с начала 2020 года он переводил «все активы на себя». Многие считали, что он готовит их к продаже.
Версию с активами считает состоятельной предприниматель Дмитрий Потапенко. В разговоре с RTVI он предположил, что Босов выводил их не для продажи, а для защиты. «Насколько я знаю, там были конфликты как раз внутренне-акционерные, когда он увольняет своего партнера и к нему претензии предъявляет его иностранный партнер. Это все связано с тем, что денег уже не было, а как-то отвечать по обязательствам нужно», — добавил он.