За выборами в Украине Евросоюз следит не менее пристально, чем Москва. Формально поводов для опасений, что страна уже завтра свернет и рухнет в объятия России, никаких: каждый в тройке фаворитов предвыборной гонки на свой лад заверяет электорат и Брюссель в верности идеям евроинтеграции и построения правового государства на западный лад. Но в то же время все три кандидата вызывают в Европе вопросы и сомнения: сможет ли будущий президент продолжить курс реформ? Подробности — в материале Константина Гольденцвайга.
Когда в 2014 году на родине Наталии Шапелер кричали «Украина це Европа», сама она уже давно была европейкой. В свободное от стремительной карьеры время она, немецкий политолог украинских корней, через «Вахту Евромайдана» в Берлине привлекала внимание политиков Евросоюза к Киеву. Настроение митинговавших — эйфория и предчувствие перемен.
Наталия Шапелер, в 2014-2015 гг. — координатор «Вахты Евромайдана» в Берлине: «Важны определенные моменты в истории, которые определяют ее будущее. И в тот момент мы понимали, что или мы будем бороться сейчас за наше европейское будущее, или мы развернемся полностью в сторону России, что для нас всех не было альтернативой. Потому что Россия не предлагает альтернатив будущего. Ни своему народу, ни соседям».
Пять лет спустя с последним здесь никто не спорит: всех трех фаворитов предвыборной гонки тут считают проевропейскими. Но борьба Украины за то самое будущее оказалась, помимо козней Москвы, куда более затяжной, чем мечтали в Европе тогда демонстранты и дипломаты.
Наталия Шапелер, в 2014-2015 гг. — координатор «Вахты Евромайдана» в Берлине: «Потому что простой человек, он, когда оплатил все счета, смотрит на то, сколько у него остается денег в кармане, да? И может быть, все свободы, которыми наслаждаются украинцы, тогда отходят на второй план».
Теперь Наталия уже в меньшинстве. В воскресенье, говорит она, скрепя сердце, все же отдаст свой голос за Петра Порошенко. Как наименьшему из зол ему пожелают удачи и в ведомстве канцлера, и в Брюсселе. Краткий ликбез от немецкого телеканала ARD — «Ху из мистер Порошенко»: «Пять лет назад президент Петр Порошенко заступил на эту должность, чтобы побороть коррупцию и разбазаривание средств. Но реформы буксуют. Борьба с коррупцией — тоже. Люди разочарованы».
Гвендолин Зассе, научный директор Центра восточноевропейских и международных исследований: «Вы редко услышите такое в публичном пространстве, но именно это — подход большинства европейских столиц: наверно, будет лучше работать и дальше с нынешним президентом. По крайней мере, мы хотя бы знаем, с кем имеем дело. Как знаем и то, чего нам от него не дождаться: быстрых преобразований с Порошенко не будет. Но это лучше, чем нестабильность».
Но, к огорчению российской пропаганды, в преддверии решающего дня нет в Киеве ни западного печенья, ни открытых симпатий от Вашингтона или Берлина. В Европарламенте лишь напомнили, что и впредь Москве не простят аннексии Крыма. А Дональд Туск от ЕС в пятую годовщину Майдана произнес в Верховной Раде речь на украинском. Хотя и она была в поддержку не президента страны, а ее народа.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Но с каждым днем все вероятнее, что без него. Для экспертных сообществ в Европе это время, чтобы если и не списывать со счетов Порошенко, то подводить промежуточные итоги: взятки не искоренил, но экономику, энергетику стал реформировать. До европейского уровня жизни украинцам — как до Луны, зато в Европу без виз и вступления в ЕС — закреплено в Конституции. Независимого суда так и нет, но к независимости СМИ, по данным «Репорткров без границ», Киев при всей «джинсе» и олигархах, на полшага ближе.
Ульрике Грушка, «Репортёры без границ»: «С учетом всех проблем Украины, о которых мы постоянно твердим, в нашем индексе свободы слова у нее сейчас уже 101-е место. У России — 148-е. И это немалая разница».
Эфир канала ARD: «На первом месте с отрывом — Владимир Зеленский. Это комедийная звезда, причем взошедшая благодаря сериалу, в котором он играет роль украинского президента. И вот именно комик Зеленский теперь баллотируется по-настоящему. Нет, это не шутка. Сумасшедшая история!»
Европейскому зрителю и европейским политикам такой предвыборный расклад трудно постичь: пять лет тернистого пути во взрослую Европу, и вдруг — развилка: кандидат-комедиант во главе воюющей страны без опыта и опоры в парламенте.
Ещё трудней, признается Вильфрид Йигле, консультирующий немецких политиков по Украине, открыть им глаза: возможно, именно Зеленский (или стоящий за ним олигарх Коломойский?) и есть будущий собеседник Трампа, Макрона и Меркель.
Вильфрид Йигле, Немецкое общество внешней политики: «Зеленский сам не распространяет какую-то точную программу. Мы даже не знаем точно, какие у него советники. Они частично неизвестны нам. У него есть только какие-то общие рамки. Он говорит, что будет продолжать европейский вектор украинских реформ, но что это конкретно означает, тоже неизвестно».
Süddeutsche Zeitung: «Опубликованная на четырех страница предвыборная программа Зеленского — это коллекция популизма. Обещается прямая демократия и референдумы, владение каждого украинца с рождения национальными богатствами, свободный выбор вузов для выдающихся выпускников, строительство дорог, как в Западной Европе. Закрытые встречи с дипломатами из США и ключевых стран ЕС произвели на них во многом отрезвляющий эффект. Как сообщает один из их участников, „Зеленский не способен был ответить почти ни на один вопрос‟».