По результатам первого тура выборов президента Бразилии лидерство захватил ультраправый кандидат. Жаир Болсонару из Социал-либеральной партии получил более 46% и оказался в шаге от сенсационной победы. О том, почему Болсонару прозвали «бразильским Трампом» и с кем ему приходится конкурировать — в материале Сергея Морозова.
Жаир Болсонару, кандидат в президенты Бразилии: «Давайте все пойдем в Высший Электоральный суд и потребуем ответа — это не какая-то мелочь! Я уверен, что если бы не все эти проблемы с электронными машинами для голосования, имя нового президента было бы объявлено уже сегодня!»
Это заявление, как и всю свою предвыборную кампанию, Жаир Болсонару распространил через соцсети — прием, позаимствованный у Дональда Трампа. Вообще Болсонару почти все скопировал у американского президента: он все делал наоборот — презирал политкорректность, оскорблял собеседников, говорил, что военная диктатура — это неплохо, только вот надо было не пытать оппонентов, а убивать их; про женщин сказал, что надо им меньше платить, потому что они все равно уходят с работы сидеть с детьми. И этот человек семь раз избирался в парламент.
Жаир Болсонару, кандидат в президенты Бразилии: «Вы называли меня насильником, а я говорю, что я бы не стал насиловать вас, потому что вы этого не заслуживаете. <…> Права человека в Бразилии только защищают бандитов, насильников и маргиналов, похитителей людей и коррупционеров».
Когда он особенно расходился, коллеги-парламентарии кричали ему: «Фашизм и мачизм — но пасаран!» До нынешних выборов казалось, что Бразилия — это мировая столица левого движения: у президента-прогрессиста Лула да Сильва был заоблачный рейтинг — 87%, но вот беда: он попал в тюрьму на 12 лет за коррупцию, и теперь левым нет веры. Теперь их кандидат — Фернанду Аддад, и на него тоже пали подозрения в коррупции. Это типичный политик: не говорит ничего лишнего, но и ничего запоминающегося.
Фернандо Аддад, кандидат в президенты Бразилии: «Каждый выпад в нынешней ситуации разжигает ненависть, разжигает фашизм. И как раз это происходит в Бразилии. Чем сильнее мы раздуваем ненависть, тем сильнее рост фашизма».
К обвинениям в фашизме Болсонару уже привык, он раскалывает избирателей и не стесняется этого. Он явный антикоммунист, сторонник жесткой руки — в этом он убедителен (бывший десантник). Противники Болсонару говорят, что в Бразилии появится свой Эрдоган, и сторонников, кажется, это устраивает.
Фатима Кларос, сторонница Болсонару: «Я думаю, это единственная возможность изменить Бразилию, избавить ее от Рабочей партии, от коммунизма и всего такого».
Леонардо Риццати, сторонник Болсонару: «Он примет крутые меры против преступности и коррупции, против всякого беззакония. Поэтому я буду голосовать за него».
Преступность — горячая тема в Бразилии, и левые тут явно не справились, Болсонару предлагает свободное приобретение и ношение оружия. Еще он привлекает избирателей тем, что, как и Трамп, обещает поддержать отечественного производителя и остановить наступление китайских товаров. Как и Трамп, Болсонару поставил общество перед выбором: идеалы или интересы?
Марина Мафуа, участница демонстрации против Болсонару: «Я вышла на демонстрацию против расиста, который презирает права многих людей — в том числе и моих друзей».
Натараси Тринта, участница демонстрации против Болсонару: «Он олицетворяет нетерпимость, приближение нового путча, он — за свободу оружия, а в Рио-де-Жанейро и так все время пули свистят…»
Страсти кипят, но по крайней мере треть избирателей либо вовсе не пришли голосовать (что, кстати, в Бразилии наказывается штрафом), либо испортили бюллетени. Чтобы вырвать победу во втором туре, левым придется разбудить этих спящих и убедить их пойти с ними.