Германия в шаге от «политического землетрясения». В воскресенье состоятся, вероятно, исторические выборы в Баварии. Десятилетиями эта земля не только воплощала исконные представления о преуспевающих немцах, но и служила оплотом партийному дуэту, во главе с Ангелой Меркель, которая руководит страной. На четвертый год миграционного кризиса, в партии власти — паника, а в обществе — раскол. Судя по рейтингам, эпоха умеренных партий уходит — как и Меркель — в прошлое. Что говорят в Баварии о предстоящих выборах и как русские немцы формируют новый политический ландшафт, разбирался Константин Гольденцвайг.

В 90-х российские немцы перебрались в Баварию «вместе с родиной». Они сохранили весь цикл советского человека: от шашлыка до застеклённого балкона, от мумиё до нашего всего на русском языке. В благодарность за тёплый приём «приезжие» голосовали исправно за правящий в Баварии ХСС, но теперь русская улица подаёт русский голос.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Избирательница: «А почему они неправильно понимают, потому что вся информация в основном идёт на немецком языке. Много русских не совсем понимают немецкий язык».

Понять, о чём заявляет партия русских немцев «Альтернатива для Германии», можно и без языка. Плакаты гласят: ежегодно в Германии рождается по мусульманскому городу. Для большей наглядности Елена пошла ещё дальше. В прошлом году политик родом из СССР перепостила из соцсетей изображения Гитлера с подписью: «Его с 45-го ищет страна». В недоумении были даже арийские однопартийцы.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Бавария — один из самых богатых и успешных регионов не только Германии, но и всей Европы. Экономика на подъёме, долги и безработица почти на нуле, кое-где полная занятость. Но для баварцев достижения эти до того очевидны, что в самом ХСС, правящем тут безраздельно шестьдесят лет, себе в заслугу их особо и не ставят. Вместо этого, вновь и вновь поднимая тему беженцев. Однако в этой антимигрантской риторике их всегда обойдут конкуренты справа. «Альтернатива для Германии» идёт на выборы под лозунгом: «То, что ХСС лишь обещает, мы будем осуществлять».

Маркус Блуме, генеральный секретарь Христианско-социального союза: «Нельзя забалтывать проблемы, которые в стране действительно есть. Их надо решать — это единственный способ победить популистов, выбив у них почву из-под ног. Вот почему мы говорим людям, что будем делать всё необходимое для разрешения проблем с миграцией, безопасностью и правопорядком — только бы вернуть доверие избирателей».

Каждая попытка вернуть это доверие у избирателей обставлена, как очередной шаг к триумфу. Но если вместо бравурной музыки включить глас народа, то послышится страх: рейтинг партнёров Меркель за последние годы рухнул вдвое. Предрекаемая в это воскресенье планка в 30% — худшая цифра в истории партии, претендующей на звание правящей:

Вилли Грубе, избиратель ХСС: «Плохо дело! А ведь в самой Баварии при этом они всё делали правильно».

Отто Шефер, избиратель ХСС: «У нас вся семья: и сын, и внуки голосовали за ХСС. За этот год с партией нечто экстремальное произошло!»

Сначала спеть баварский гимн и лишь затем немецкий. Патриотизм — последнее прибежище перед поражением. Премьер-министр Маркус Зёдер словно уже знает, как оно будет в новом парламенте.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Пока он хватается за незыблемый образ общенародной партии христиан-консерваторов, предвыборная гонка стартовала с распоряжения Зёдера во всех учреждениях вешать крест.

Церковь набожность по расчёту не оценила. Ведь именно баварский ХСС (только б не растерять поддержку) из всей правительственной коалиции гнул самую жёсткую линию против «туристов-беженцев», как их клеймил сам Зёдер. Высылая нелегалов активнее всех, ссорясь с Берлином, вызывая ярость у сограждан левых взглядов.

В стране, расколотой вопросом о мигрантах, принятые меры против них одни сочли половинчатыми, другие – слишком крутыми. Христианская, вроде, партия — язвит немецкое телевидение, имя божье поминает всуе.

Пауль Кноблох, кандидат в ландтаг Баварии от партии «Зелёных»: «Многие, с кем я знаком лично или встречаюсь у предвыборных стендов, мне говорят: „Мы больше не можем голосовать за христианских демократов, хотя поддерживали их всю жизнь“. Они спорят с церковью, забывают о человечности, занимая всё более радикальные позиции».

У кандидата от «Зелёных» Пауля Кноблоха джаз вместо гимна, а вместо сцены для лидера партии – привезённый из родной деревни прицеп. Среди «зелёных» избирателей уже не найти бунтарей, ценителей «Вудстока» и травы. Это баварские бюргеры: их тревожат не беженцы, а то, как накренилась вправо страна. Тревоги эти дают некогда малой партии второе место на выборах.

Анналена Бэрбок, председатель партии «Зелёные»: «Все эти годы в Баварии мы повторяли: нашему обществу нужно не делить людей на своих и чужих, а проявлять сплочённость. Наше многообразие, наша верность открытой Европе только обогащают нас. За последние месяцы мы вновь и вновь подчёркивали свою приверженность этим принципам, даже если против нас дул встречный ветер».

Но в итоге сплочённостью и не веет. Чем популярнее крайние взгляды, тем непопулярнее компромиссы и традиционные партии – потуги политиков в инстаграмме предстать ближе к народу уже не помогут. Старейшая в Германии сила, социал-демократы, в воскресенье побьют антирекорд — им пророчат унизительные 10%. Потеря власти обостряет борьбу во власти. Все эти месяцы электорат завороженно глядел, как ставят ультиматумы и грызутся, казалось бы, партнёры в меркелевской коалиции:

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

В предвыборном турне (от греха подальше) Меркель даже не стала участвовать. В преддверии провала в попытках найти виновного в ХСС дошло вовсе до внутрипартийной ругани — между Хорстом Зеехофером и Маркусом Зёдером. Так последний поведал о планах по запуску космической программы для Баварии.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Лидия Шмидт, русскоязычная избирательница: «Хватит! Хватит! Мне их склоки эти надоели. Между их вождями, между Зёдером и Зеехофером. Я не хочу этого больше».

Казалось бы, причём тут Меркель, раз выборы местные, но правым популистам не привыкать по дороге к успеху лишний раз пнуть без того шатко сидящую фрау канцлер.

На выступлении «Альтернативы для Германии» про Меркель говорили: «Она отвечает за погибших в Средиземном море. Она отвечает за теракты в Ницце и на рождественском рынке в Берлине. Она отвечает за смерть и террор на наших улицах».

Мартин Зихерт, баварское отделение «Альтернативы для Германии»: «Конечно, мы лишь выигрываем от ошибок правительства большой коалиции. От того, что по всем темам, которые мы затрагиваем: мигранты, евро, борьба с бюрократией – во всём правящие партии оказываются не способны разобраться с источниками проблем».

Тем временем, народный гнев на русской улице, который так поддерживает «Альтернативу для Германии», растёт на глазах. В разобщённой и недовольной стране на всякого патриота найдётся ещё больший патриот.

Избиратель: «Только не надо мне рассказывать, будто вы, пра-пра-правнуки тех немцев, когда-то уехавших в Россию, вдруг тоже решили, что вы немцы!»

Агитатор от «Альтернативы для Германии»: «А кто же мы тогда?»

Избиратель: «Как кто? Вы русские! У меня были соседи, эти российские немцы. Слава богу, съехали. Они не знали ни что такое порядок в доме, ни чистоплотность».

Агитатор от «Альтернативы для Германии»: «И что же, если кто-то себя не так ведёт?».

Избиратель: «А не умеете себя вести – уезжайте на родину!»

До момента, когда подобная аргументация с площадей перейдёт в очередной парламент Европы, остаётся совсем немного.