Во второй тур выборов президента Франции вышли Эмманюэль Макрон и Марин Ле Пен. По данным социологических опросов, за действующего руководителя страны готовы проголосовать 54% респондентов, кроме того, его поддерживают два бывших французский лидера — Николя Саркози и Франсуа Олланд. Марин Ле Пен отдают предпочтение 46% опрошенных французов. Второй тур пройдет 24 апреля. Тем временем студенты Сорбонны вышли на уличные протесты, высказываясь против обоих кандидатов. Что происходит во Франции за неделю до голосования — в материале RTVI.
Выбор из двух правых кандидатов
«Ни Макрон, ни Ле Пен» — лозунг этого протеста. Студенты захватили историческое здание парижского университета Сорбонна — чисто символически, но без столкновений с полицией не обошлось. Цель акции — привлечь внимание к протесту против результатов первого тура президентских выборов во Франции.
Габриель Вергнес, студент: «Очень важно иметь кандидата, который бы нас представлял. Меланшон проиграл с разницей в несколько очков или даже только одно очко. Так что теперь у нас в стране второй раз подряд выбор из двух правых кандидатов, которые являются врагами рабочих и молодежи, и мы не можем принять это».
Лола, студентка: «Большинство молодежи голосовало за левого кандидата, а в итоге получается та же дуэль, что и пять лет назад».
Согласно опросам, молодежь реже отдает предпочтение действующему президенту Франции. На его дебютную пятилетку пришлись 20 терактов, бесчисленные массовые протесты и пандемия коронавируса. Боевые действия на Украине и экономический кризис застали Макрона в самый неподходящий для него момент — в последние недели и без того непростой предвыборной кампании. Итогом первого срока Макрона на посту главы государства можно считать и самую высокую инфляцию за последние 37 лет — рекордные 4,5%.
Гильём Кремпп, журналист-расследователь:
«Рост популярности правых можно наблюдать на всех уровнях. Например, сколько людей голосовало за Ле Пен, — намного больше, чем в 2017-м — или тот факт, что в этот раз было уже два кандидата от правых популистов, считая Земмура».
На этих выборах президента Франции против Макрона выдвинулись сразу три крайне правых кандидата. У самого радикального из них — Эрика Земмура — даже есть судимости за разжигание национальной розни. Его сторонники уже прославились своими методами борьбы с несогласными.
Во второй тур прошли всего два кандидата из 12: Макрон, который набрал 28%, и крайне правая Ле Пен, у нее 23%. Но все три кандидата от крайне-националистических партий вместе получили 35% голосов избирателей — опасный сигнал для Макрона.
Кто кроме Макрона?
Марин Ле Пен — лидер ультраправой партии «Национального Объединения». Партия выступает против миграции и критично настроена к членству в ЕС и НАТО. Ле Пен приписывается близость к Кремлю: в 2014 году «Национальный Фронт» получил €9 млн из российских структур на избирательную кампанию. До сих пор Ле Пен вернула в Россию только €1 млн. Крым она считает российской территорией. Критики называют ее троянским конем Путина и видят в ней угрозу демократии.
Дарья Сухарчук, обозреватель Eurotopics: «Например, европейские аналитики, скажем, из издания Politico.eu, тоже об этом писали, что многие пункты ее программы откровенно нарушают европейское законодательство. Например, она хочет вернуть погранконтроль на границе с Бельгией, Нидерландами, а также Италией и Испанией, — но почему-то, правда, не Германией, что довольно интересно. Если я не ошибаюсь, Марин Ле Пен хотела также несколько уменьшить участие Франции в НАТО, и это тоже многих волнует. Это, конечно, диаметрально противоположное направление той линии, которую продвигает Эмманюэль Макрон — а я напомню, что Макрон несколько лет назад прославился идеей создать общеевропейскую армию».
Кандидат от левой партии «Непокоренная Франция» Жан-Люк Меланшон занял третье место и не прошел во второй тур. Но он набрал 22% голосов избирателей и всё еще может оказать существенное влияние на результат выборов. Меланшон — радикальный социалист, который критично относится к НАТО и ЕС. За две недели до начала военной спецоперации России на Украине в эфире телеканала France 2 он защищал Россию, и на вопрос о том, кто является агрессором — она или НАТО, он ответил: «НАТО, без сомнения».
Денис Стрелков, корреспондент RFI:
«[Ле Пен] не так давно называли одной из кандидаток Кремля, говорили про то, что у нее есть связи с [президентом России] Владимиром Путиным и, конечно, были все ее фотографии, когда она перед предыдущим вторым туром встречалась с российским президентом. Теперь она больше свои связи с Кремлем, скажем так, активно не рекламирует».
Непростой момент для политика: после поражения в первом туре левый критик Евросоюза, противник НАТО Меланшон призывает своих избирателей голосовать за своего конкурента Макрона — сторонника ЕС и НАТО, чтобы не допустить победы ультраправой Ле Пен на выборах президента Франции.
Однако далеко не все сторонники Меланшона готовы так просто последовать этому призыву, ведь для большинства левых голосовать за либерала и глобалиста Макрона недопустимо. И хотя их голоса могут помочь в борьбе с ультраправой угрозой Ле Пен, большинство социалистов на выборы не пойдут.
Чего хотят избиратели
По словам главы центра статистических исследований ИПСОС, сегодня лишь 34% избирателей Меланшона готовы проголосовать за Макрона во втором туре. Чуть меньше — 30% — за Ле Пен.
Денис Стрелков, корреспондент RFI: «Видели, конечно, да, что за Жан-Люка Меланшона проголосовали именно молодые люди, которые теперь будут должны сделать выбор между двумя этими кандидатами. Очень многие, с кем мне удалось пообщаться из избирателей Меланшона, скорее не готовы прийти на избирательный участок. Они Макрона не любят, можно сказать, в каком-то плане ненавидят те реформы, которые он проводил, обвиняют его — справедливо или нет — во многих вещах, которые сейчас во Франции идут».
С уходом Ангелы Меркель с поста канцлера Германии именно Макрон остался единственным европейским руководителем, который претендует на уникальный статус неформального лидера Европы, особенно во внешней политике. Европейская пресса пишет, что официальный Евросоюз предпочтет видеть главой Франции именно его. В Брюсселе считают, что ультраправый евроскептик Ле Пен в роли президента может создать серьезный дисбаланс в структурах ЕС. С этим мнением согласно большинство экспертов.
Дарья Сухарчук, обозреватель Eurotopics: «Ле Пен давно говорила о том, что хочет ослабить Евросоюз, силу Брюсселя. Она, например, также выступает против эмбарго на российские нефть и газ. И вообще, она за то, чтобы европейские страны больше решали сами, а Брюссель имел бы еще меньше власти, чем сейчас».
Сейчас Макрон лидирует согласно опросам, его результат в первом туре был выше прогнозируемого. Лидеры других демократических партий призвали голосовать за Макрона против Ле Пен. Несмотря на эти факты, исход второго — решающего — тура пока не определен.
Дарья Сухарчук, обозреватель Eurotopics:
«Я думаю, что многих беспокоит тот факт, что пример Ле Пен может оказаться заразительным для других европейских стран. Например, Венгрия и Польша могут что-то подобное попытаться сделать, и это все может печально обернуться для какого-то единства европейских ценностей».
Журнал The Economist создал свою статистическую модель, которая определяет шансы кандидатов на победу во втором туре. Осторожный прогноз программы на сегодня — победа Эманнюэля Макрона с хрупким перевесом всего в 6%. Интересно, что исход очень важных для Франции и Европы выборов может решить протестное, а не прямое голосование за конкретных политиков. Результат теперь во многом зависит от того, как убедительно и за кого будут агитировать кандидаты, уже проигравшие выборы президента. И решающим станут голоса именно молодых избирателей. В общем, все сложно.
Лола, студентка: «Мы уже попробовали Эмманюэля Макрона, и нам не понравилось. А правление Ле Пен мы даже и пробовать не хотим. Это абсурд!»
Габриель Вергнес, студент: «Это уже не наши выборы. Теперь борьба будет идти на улицах. Забастовки, акции захвата недвижимости — вот чем мы теперь должны заниматься».