На президентских выборах в Грузии победила протеже правящей партии «Грузинская мечта» Саломе Зурабишвили. Оппозиция продолжает обвинять партию в грубых нарушениях во время голосования, а экс-президент Михаил Саакашвили призывает своих сторонников на акции гражданского неповиновения. О том, как Грузия встретила первую в истории страны женщину-президента, — в материале Марты Ардашелии.
Зал самого крупного концертного зала в Тбилиси стал заполняться в шесть часов вечера, и вскоре места уже не стало хватать для всех желающих. Политическое объединение «Сила в единстве», которая на президентских выборах выдвинула Григола Вашадзе, судя по всему, не готова признать поражение.
После победы Саломе Зурабишвили в Грузии не стихают политические страсти. Теперь у оппонентов власти новая цель — проведение досрочных парламентских выборов. Прошедшие президентские они называют лишь генеральной репетицией.
Мирные акции гражданского неповиновения сразу же после объявления предварительных итогов голосования анонсировал Михаил Саакашвили. Остальные лидеры объединенной оппозиции решили согласиться с экс-президентом. К своим сторонником Саакашвили обратился по скайпу из Амстердама.
Георгий Вашадзе, председатель штаба «Сила в единстве»: «Мы — сила, которая с оппозицией в Грузии получила 45 процентов, почти 900 тысяч голосов. Это беспрецедентно. Мы готовимся к тому, что будем менять власть. Власть в Грузии поменяется».
Бывший чиновник Минюста Георгий Вашадзе последние месяцы — главный спикер объединенной оппозиции. Политик считает, что впервые за многие годы оппозиция не является формальностью. Поэтому, по его мнению, правящая партия почувствовала угрозу и пустила в ход все ресурсы — административные и финансовые — чтобы их кандидат победил на выборах.
Георгий Вашадзе, председатель штаба «Сила в единстве»: «Это полная катастрофа — рядом стояли криминальные авторитеты и государственные чиновники, в том числе представители правоохранительных органов, которые совместно и фактически насильно вынуждали голосовать за Саломе Зурабишвили».
Обвинения в нарушениях на выборах частично подтвердила и самая крупная Миссия наблюдателей. Представители международных организаций не скрывали своего недовольства: о некоторых фактах из 19 страниц предварительного заключения руководители Миссии рассказали на пресс-конференции.
Лайма Андрикиене, представитель Европейского парламента: «Мы озабочены предвыборной кампанией, построенной на негативе и взаимных обвинениях. Этот процесс достиг неприемлемого уровня и поставили под удар демократию, по уровню которой Грузия считается передовой в регионе. Мы все еще верим в европейское устремление Грузии, но предвыборный процесс привнес общественности большую долю антагонизма. Верим, что президент сумеет консолидировать общество. Озабоченность также вызывает и тот факт, что жители отколовшихся Абхазии и Южной Осетии не имели возможность принять участие в голосовании. Для нас также было сюрпризом, что 600 тысяч граждан получили обещание об уплате банковских кредитов. Несмотря на то, что это стало частью длительного процесса, факт того, что об инициативе заявили до второго тура, мог повлиять на волеизъявление избирателя. Мы также не ожидали подобных методов — все эти сообщения и звонки голосом председателя партии „Грузинская мечта“ с призывом голосовать за Зурабишвили. Мы разочарованы».
Впрочем, наблюдатели тут же подчеркивают — нарушения не отразились на результате. Несмотря на критику международных наблюдателей, избранный президент готовится к инаугурации. Она состоится 16 декабря. Первая женщина-президент Грузии на второй день после выборов встретилась с главой Грузинской православной церкви Илией Вторым.
В период предвыборной кампаний Зурабишвили отличилась противоречивыми высказываниями о причинах российско-грузинской войны. Ответственность за начало военных действий она возложила на экс-президента Саакашвили. Оппозиция усмотрела в этом измену родине и сотрудничество с Кремлем.
Георгий Хаиндрава, режиссер, сторонник Зурабишивли: «Они [претензии оппозиции] обоснованы чекистским прошлым их кандидата — Григола Вашадзе, который является советским продуктом и советским проектом. Люди, которые хотят таких проектов в Грузии, не могут понять, что в советское прошлое Грузия не вернется».
Режиссер, бывший министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава — один из тех, кто агитировал за Зурабишвили перед вторым туром президентских выборов. Как и избранный президент он состоял в кабмине Саакашвили, но вскоре их пути разошлись.
Георгий Хаиндрава, режиссер, сторонник Зурабишивли: «Саломе Зурабишвили — очень опытный дипломат французской школы — это лучшая дипломатическая школа в мире — с большим опытом. Я работал вместе с ней, участвовал в переговорах с Кремлем по поводу вывода войск с территории Грузии. Она добилась наилучших результатов, на которые можно было рассчитывать. Саакашвили и Вашадзе обратно ввели эти войска в Грузию, поэтому тут вопросов нет вообще. Тут была попытка внедрить в грузинское руководство советское мышление. Эта попытка провалилась».
Почти через две недели последний избранный путем прямого голосования президент Саломе Зурабишвили вступит в должность. Глава государства по новой Конституции — не первое лицо, но все еще главнокомандующий. В уже известных планах Зурабишвили — сменить адрес президента: вместо построенной при Саакашвили резиденции она займет скромное дворянское поместье в центре Тбилиси.