Российский экипаж сухогруза, плывшего под флагом Панамы, уже больше двух недель находится у побережья Западной Африки в плену у пиратов: за освобождение они требуют выкуп. Как устроен процесс переговоров с захватчиками и что ждет российских моряков, в прямом эфире разбирались с корреспондентом RTVI Андреем Ежовым, координатором Международной федерации транспортных рабочих Сергеем Фишовым и официальным представителем МИД России Марией Захаровой.

Новый год для членов российского экипажа судна MSC Mandy начался экстремально. 2 января судно атаковали вооруженные пираты. Все произошло в Гвинейском заливе у берегов Бенина на западе Африки. В плен к пиратам попали шестеро из 24 российских моряков: капитан сухогруза, его помощники, а также боцман, сварщик и повар.

Сергей Фишов, координатор Международной федерации транспортных рабочих: «Пираты в Гвинейском заливе действуют одинаково: они нападают на судно, грабят его, захватывают часть экипажа, предусмотрительно оставляя оставшуюся часть на борту, чтобы они могли связаться и сообщить об этом нападении, увозят на моторных катерах к побережью Нигерии. Дальше — увозят их в леса и выходят на связь с компанией-судовладельцем».

От компаний-судовладельцев, как правило, требуют только одного: выкупа. Пираты и в этот раз дали понять, что россияне получат свободу лишь в обмен на деньги.

Михаил Войтенко, главный редактор издания «Морской бюллетень»: «Это бизнес: деньги — жизнь. Вы нам деньги, мы вам возвращаем всех живыми и здоровыми. Так было на протяжении многих лет, уже десятки, сотни случаев, и, к счастью, ни одного случая трагедии не было, все время возвращали их живыми и здоровыми. Как упала цена на нефть и на топливо, они перестали красть топливо и занимаются исключительно ограблением судов и захватом заложников».

Профсоюз моряков постоянно на связи с пиратами. Переговорщики утверждают, что условия, в которых содержат россиян, «приемлемые».

Как вооруженные захватчики обращаются с пленными, хорошо знает Иван Рудный. Моряк из Мурманска месяц провел в заложниках у нигерийских пиратов. Помощника капитана промыслового судна Bourbon Liberty в итоге обменяли на выкуп.

Иван Рудный, моряк: «Я находился в мангровом лесу, в очень ужасном месте. Никому не советую оказаться в такой же ситуации».

При этом о деталях своего освобождения Рудный так и не рассказал. Неизвестны и подробности другой спецоперации по вызволению из плена восьмерых моряков из России и Украины, захваченных пиратами зимой прошлого года. Пираты атаковали их по пути из Камеруна в Гану, и моряки несколько месяцев провели в Нигерии.

В этот раз захваченный сухогруз хоть и шел под флагом Панамы и формально российским не считался, в Москва озабочены судьбой моряков, — об этом в интервью RTVI рассказала официальный представитель российского МИД Мария Захарова.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Во всем мире морские экипажи становятся заложниками пиратов до 200 раз в год. Эксперты уверяют, что нейтрализовать угрозу можно. Один из способов — утвердить международные правила, которые позволят коммерческим судам брать на борт вооруженную охрану.