В Норвегии отметили 75-летие освобождения севера страны Красной Армией. Это редкий по нынешним временам случай, когда сам факт освобождения не подвергают сомнению. На торжества в приграничный городок Киркенес приехали первые лица: король и премьер-министр страны. С российской стороны на юбилей прилетел министр иностранных дел Сергей Лавров. Как складываются отношения России и Норвегии в арктическом регионе, выяснял корреспондент RTVI Артем Филатов.

Съемочная группа RTVI оказалась на севере Норвегии, за Полярным кругом, поэтому без пуховика не обойтись. 75 лет назад сюда пришли советские войска, освободили этот регион от фашистов и ушли. Последнее очень важно: за это им здесь до сих пор очень благодарны.

В городке Киркенес на берегу Баренцева моря живет всего несколько тысяч человек. До столицы Осло — два часа на самолете, до России — 10 минут на машине. Мэр города Руне Рафаэльсен родился здесь спустя девять лет после окончания войны. Он объяснил, почему это место было стратегическим для гитлеровцев и почему сейчас к нему вновь приковано внимание.

Руне Рафаэльсен, мэр Киркенеса: «Это геополитический центр Норвегии. Перед вами Баренцево море. Здесь запасы всей Европы: много рыбы, много нефти. И мы отлично сотрудничаем с Россией».

Красная армия выбила отсюда немцев 25 октября 1944 года. Гитлеровские войска хотели угнать местное население, которое пряталось в пещерах. Учитель Рагнар Дал вспоминает, как 75 лет назад здесь встречали освободителей.

Рагнар Дал, очевидец освобождения Норвегии: «Русские солдаты сделали мост за пару часов. За очень короткое время 14 тысяч солдат переправились через этот мост и прошли мимо наших окон. И когда я увидел, сколько их, я был очень удивлен. Мы увидели столько мощи и почувствовали, что война все-таки заканчивается».

Советские войска простояли здесь почти год. В результате у некоторых из красноармейцев даже появились дети от норвежских девушек. Потом армия ушла, а хорошее отношение к России осталось.

На главной площади Киркенеса вовсю готовятся к торжествам, дети разучивают российский гимн. Но здесь же есть и напоминание о главной проблеме в российско-норвежских отношениях — портрет местного жителя Фруде Берга. Дело в том, что Фруде Берг два года находится под стражей в российском СИЗО Лефортово.

Уроженец Киркенеса Фруде Берг побывал в московском суде. Его задержали в декабре 2017 года с конвертами денег и приговорили к 14 годам колонии строгого режима. Следствие утверждает, что Берг собирал информацию об атомных подлодках ВМФ России для Норвежской разведывательной службы. Взяли иностранного гражданина, по словам российских официальных лиц, с поличным, то есть «при получении секретных сведений». Сам Берг, как уточнял его адвокат, объяснял, что деньги в Россию просил передать знакомый. А ведь в приграничном городке 63-летнего Берга знали как видного сторонника дружбы с Россией.

Руне Рафаэльсен, мэр Киркенеса: «Я его знаю с 1994 года, еще когда мы организовывали лыжные соревнования в Норвегии, России и Финляндии. Он тогда был пограничным инспектором. Затем он возглавлял церковную ассоциацию, они принимали беженцев у себя в церкви. Так что я знал его много лет. И вдруг его арестовали в Москве, кажется, 5 декабря. А 7 декабря мы планировали вечеринку, и он не пришел».

Норвежский пенсионер не признал вину, а перед визитом Сергея Лаврова подал прошение о помиловании. Бывший священник по имени Торнбьорн входит в группу поддержки семьи Фруде Берга. Как и многие жители, он уверен, что пенсионера подставили свои, норвежские спецслужбы.

Торнбьорн Веббер, бывший священник: «Что я могу сказать… Мы с ним много работали в Киркенесе над тем, чтобы установить хорошие отношения с нашими соседями в России. И однозначно спецслужбы не должны использовать таких людей, как он, в своих операциях. Очевидно, он в чем-то таком был задействован».

В день, когда Москва и Осло празднуют юбилей освобождения Норвегии, Сергей Лавров встретился со своей норвежской коллегой. Вместе они осмотрели музей, а затем пошли на главную площадь, где гостей из России ждет чуть ли не весь город.

лавров в киркенесе 1

Фотография: Алексадр Щербак / ТАСС

Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «Мы хорошо знаем и убеждаемся вновь и вновь, насколько бережно хранят в Норвегии память советских солдат, павших на вашей земле».

На совместной пресс-конференции первый вопрос от норвежских журналистов: когда же выпустят Фруде Берга? Ответ: это возможно в любой момент. Одновременно глава российского МИД несколько раз подчеркнул, что беспокоит Москву: это усиление присутствия НАТО в Норвегии.

Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «Мы с озабоченностью смотрим, как на норвежской территории укрепляется и качественно, и количественно присутствие НАТО. Это касается и модернизации аэродромов под нужды Северо-Атлантического альянса. Это касается и модернизации портовых терминалов для приема американских подводных лодок».

На чьей стороне симпатии в Киркенесе? Каждый десятый житель — либо с российским паспортом, либо с российскими корнями.

Директор местного арт-пространства показала съемочной группе RTVI выставку к юбилею освобождения. Любовь говорит, что хорошие отношения с россиянами здесь важнее геополитики.

Любовь Кузовникова, директор арт-пространства Terminal B: «Когда в 2014 году начался процесс похолодания отношений между Россией и Западом в целом, и Норвегией в частности по причине принадлежности к разным военным альянсам, здесь продолжался business as usual, как мы говорим».

Мэр Киркенеса поделился своими планами, как именно развивать бизнес за Полярным кругом.

Руне Рафаэльсен, мэр Киркенеса: «Если вы плывете из Киркенеса, через 18 дней вы прибываете в Шанхай. Норвегия должна сотрудничать с Россией и Китаем, чтобы развивать Северный морской путь. Он может стать самым популярным маршрутом между Азией и Европой».

Но есть темы, которых мэр предпочитает не касаться. Например, интерес российских спецслужб к норвежцам, не только Фруде Бергу. Независимый журналист Томас Нильсен ездил в Россию 25 лет, но теперь его не пускают.

Томас Нильсен, редактор издания The Barents Observer: «В 2017 году неожиданно, когда я переходил границу, меня остановили сотрудники ФСБ и сказали с очень серьезными лицами, что я представляю угрозу для национальной безопасности и что поэтому мне запрещен въезд в Россию. Так что я был вынужден вернуться в Норвегию, и с тех пор, к сожалению, я не могу попасть ни в Мурманск, ни в другие города».

Министр иностранных дел Норвегии на встрече с Сергеем Лавровым дала понять, что разногласия между двумя странами пока не исчерпаны.

Ине Эриксен Сёрейде, министр иностранных дел Норвегии: «Норвежские военные проводят учения с представителями союзников с 1949 года. Это отнюдь не сюрприз для России, и Норвегия будет продолжать эту традицию. Мы не рассматриваем Россию как военную угрозу, но следим за развитием ее военного потенциала».

Как ожидается, Фруде Берг должен вернуться в Киркенес в результате трехстороннего обмена между Россией, Литвой и Норвегией. Политики заявляют, что дело Берга никак не влияет на отношения двух стран. Однако в приграничном регионе убеждены, что последствия будут. И в первую очередь в виде снижения повседневного доверия. Что касается перспектив экономического и военного сотрудничества — они больше зависят от снятия санкций и разрешения конфликта на востоке Украины. А это для норвежского приграничья слишком далекие материи.