К власти в Израиле пришло новое «тандемное» правительство. Оно состоит из двух непохожих лагерей, которые, объединившись, сумели отправить в оппозицию бывшую партию власти — «Ликуд» во главе с Биньямином Нетаньяху. Как будут строиться взаимоотношения кабинета Беннета-Лапида с Россией — в материале RTVI.

Власть поделили пополам. В ближайшие два года управлять страной будет председатель шестимандатной фракции «Ямина» (что означает «направо») Нафтали Беннет, в августе 2023-го его сменит лидер партии «Еш атид» («Есть будущее») Яир Лапид.

Новая коалиция объединяет широкий спектр израильских политиков — арабов, ультралевых в лице МЕРЕЦа, традиционных лейбористов-социалистов из «Аводы», партию с «русскими» корнями «Наш дом Израиль», которую возглавляет выходец из Молдавии Авигдор Либерман. В коалиции присутствует левоцентристский «Еш атид» и более правые «Ямина» и «Новая надежда». Две последних партии возглавляют Нафтали Беннет и Гидеон Саар — оба выходцы из «Ликуда», в свое время заведовавшие канцелярией все того же Биньямина Нетаньяху и затем сделавшие политическую карьеру в правом лагере.

Как отмечают в израильской прессе, эта «лоскутная коалиция» столь разношерстна и противоречива по части идеологии, замыслов и интересов, что у Яира Лапида не слишком большая вероятность дождаться своей премьерской очереди.

Сейчас, когда правительство только приступило к работе, многие задаются вопросом о том, как будут складываться отношения между Израилем и Россией. От этого во многом зависит и взрывоопасная ситуация в Сирии, где у этих стран зачастую противоположные тактические задачи при сравнимых военных ресурсах на месте.

Бывший премьер Нетаньяху регулярно «летал к Путину», согласовывая «генеральную линию» на высшем уровне и предоставляя остальным инстанциям улаживать практические вопросы на местности — в соответствии с выработанными договоренностями.

«Мы выстроили особые отношения с Россией, прямую и близкую связь с президентом этой страны. И тем обеспечили нашим ВВС свободу действий в Сирии, чтобы предотвратить там появление иранского плацдарма», — сказал Нетаньяху в прощальной речи с трибуны Кнессета.

Новый министр иностранных дел Яир Лапид, вступая в должность, прозрачно намекнул на то, что отношения с Россией «задвинут» поглубже.

Он много говорил о необходимости налаживать отношения с американскими демократами и с европейской политической номенклатурой и лишь в конце выступления упомянул евроазиатскую державу в числе других дипломатических направлений: «Я не сказал о других важных для нас аренах: России, Китае, Дальнем Востоке и Африке, Индии и Латинской Америке. Но кое-что нужно оставить на завтра».

Как отмечает известная американо-израильская публицистка Кэролайн Глик, новый министр иностранных дел Яир Лапид и министр обороны Бени Ганц убеждены в том, что израильская дипломатия — линейная функция внешнеполитических представлений внутри «вашингтонской кольцевой дороги», то есть среди американских федеральных чиновников и корпоративных СМИ. Таким образом, они явно будут следовать в идеологическом кильватере Белого дома, не подразумевающем тесных связей с Россией.

Кроме того, Глик напоминает, что администрация демократов, едва придя к власти, принялась последовательно ликвидировать достижения Дональда Трампа. Аналогично этому, считает она, новое израильское правительство примется изо всех сил уничтожать «наследие Нетаньяху» и принципиально поступать наперекор его политике. Включая «персонализированные» связи с российской верхушкой и налаженные отношения с «вышеградской четверкой» – Чехией, Венгрией, Польшей и Словакией.

Сами по себе новые правители Израиля определенного отношения к России до сих пор не проявляли. Нафтали Беннет известен тем, что как-то поднимал бокал шампанского на Новый год, ориентируясь именно на русскоязычных израильтян.

Недавно Беннет давал интервью государственному российскому телеканалу RT, в котором рассуждал о недобросовестности Гаагского трибунала. Корреспондент допытывался у Беннета, почему Израиль против международного расследования, «если вы не делали ничего плохого», и не должны ли израильские власти взять на себя ответственность за 750 погибших арабских женщин и детей во время операции «Несокрушимая скала». На это Беннет спросил, брал ли СССР на себя ответственность за погибших во Второй мировой войне немецких женщин и детей. О взаимоотношениях Израиля и России в том интервью речи не шло.

Новый министр иностранных дел Яир Лапид тоже неоднократно совершал «реверансы» в отношении русскоязычных израильтян, особенно на тему борьбы с религиозным диктатом. Но его «генеральное» отношение к России — тайна за семью печатями.

Вместе с тем депутат из партии Лапида Константин Развозов, который занял пост министра туризма, известен активным взаимодействием с российскими структурами по разным вопросам, включая экономическое сотрудничество и улаживание обоюдных «миграционных» неурядиц.

Некоторое время назад израильский Минздрав внес Россию в список «красных стран», куда израильтянам летать запрещено — по эпидемиологическим соображениям. Развозов заподозрил, что соображения у чиновников были скорее политические. Он затребовал конкретные цифры — и пока не получил.

«Сегодня, когда я в правительстве, мне будет проще получить данные и тогда я пойму, на каких основаниях Россию закрыли, признав „красной“ страной, и тогда будем принимать решение», — заявил RTVI израильский министр туризма.

Политолог Цви Маген, известный израильский дипломат, бывший посол Израиля в России полагает: «Даже если иногда кажется, что страны „дружат лидерами“, на самом деле это не так».

«Говоря о значимости дружбы, во всяком случае, так она афишировалась, между Нетаньяху и Путиным, я считаю, что это имеет второстепенное значение, — объяснил политолог, отвечая на вопрос RTVI. — У России есть определенные интересы в Израиле, и исходя из них она будет с любым руководством в Израиле в дружественных, или наоборот, отношениях. Эмоциональная нотка в отношениях Нетаньяху и Путина — да, были теплые отношения. И были очень интенсивные контакты за последние пару лет, но это определялось текущими событиями. Российские власти уже подключились к поздравлениям и подчеркнули намерение продолжить дружественные отношения с Израилем, с его правительством, а не только с той или иной личностью».

Новая власть неприязни к евроазиатской державе не испытывает, отмечает Цви Маген. «Все эти партии относятся к России достаточно позитивно, — объясняет дипломат, говоря о нынешней коалиции. — На геополитическом и стратегическом уровне ничего не меняется. Россия находится там же, где находилась за день до этого, интересы Израиля остаются в той же плоскости, не меняются и подходы».