С осени 2022 года Германия почти полностью перестала импортировать российский газ. Пережить зиму без экономического коллапса стране помогли, во-первых, расчетливая политика властей по «газозамещению», а, во-вторых, приспособленность экономики к шокам — в частности, отсутствие «цепной реакции», когда спад энергоемких производств спровоцировал бы кризис в других компаниях. А вот фактор теплой зимы, о котором говорили некоторые аналитики, не сыграл в этом важной роли. Такое мнение приводится в докладе трех немецких экономистов — Морица Шуларика, Георга Захманна и Беньямина Молля.

Как отказ от российского газа сказался на экономике Германии

С сентября 2022 года Германия перестала получать газ из России, из-за чего некоторые эксперты и бизнесмены предрекали разрушительные последствия для экономики страны. Однако катастрофы не произошло, и ВВП ФРГ в 2022 году вырос почти на 2%.

Самый сложный период для Германии пришелся на четвертый квартал 2022 года и первый квартал 2023 года — именно тогда потребность в энергоресурсов была наиболее острой. В последнем квартале прошлого года немецкая экономика “просела” на 0,5%, однако в следующем квартале падение ВВП замедлилось до 0,3%, следует из данных Минфина ФРГ.

Впрочем, несмотря на «мягкую» рецессию, последствия отказа от российского газа для немецкой экономики все равно оказались «приемлемыми», считают экономисты.

«Эту зимнюю «стагнацию» в экономике следует сравнивать с оценками в исследованиях, финансируемых профсоюзами и бизнес-ассоциациями Германии, в которых предсказывались потери от 6% до 12% [ВВП]», — пишут экономисты. Таким образом прогнозы «конца света» после отказа от российского газа, которого ожидали в некоторых компаниях и профсоюзах, а также связанных с ними аналитических центрах, оказались «далеки от истины», резюмируют немецкие аналитики.

Германия выделила свыше $275 млрд на устранение угрозы энергокризиса, а в итоге на эти цели будет потрачено свыше $1 трлн до 2030 года. В ноябре 2022 года правительство Германии прогнозировало, что издержки при замещении российского газа могут обойтись казне в дополнительные €46 млрд (примерно $45,5 млрд) — примерно столько же, сколько ФРГ потратила в прошлом году на оборону (около $53 млрд). Впрочем, итоговых подсчетов стоимости «газозамещения» после зимы проведено не было.

Хотя в 2022 году Германия действительно закупала газ по более высоким ценам, проблем с его нехваткой не возникло, констатируют экономисты. Уже к ноябрю 2022 года Германия полностью заполнила газовые хранилища, рассчитанные на выработку 246 тераватт-часов электроэнергии, и на протяжении всей зимы уровень запасов в них не опускался ниже 150 тераватт-часов. К маю запасы газа в хранилищах ФРГ составляли порядка 160 тераватт-часов (больше половины от общего объема).

Таким образом Германия комфортно преодолела зиму, имея запас прочности на случай роста потребления газа. Более того, ФРГ могла бы отказаться от российского газа еще весной 2022 года, уверяют экономисты. По их расчетам, в апреле-августе прошлого года Германия импортировала из России порядка 100 тераватт-часов газа, то есть при теоретическом сценарии газового эмбарго в апреле у ФРГ все равно осталось бы достаточно запасов, чтобы пережить зиму.

В подсчетах экономисты учитывали как объемы экспорта из России в ФРГ напрямую, так и через другие страны.



Почему это важно

Сотрудничество в энергетике служило одной из ключевых опор в отношениях России и Европы. До начала военных действий на Украине страны Евросоюза закупали у России около 40% энергоресурсов.

Германия — промышленный центр Евросоюза (на нее приходится примерно треть всей реализованной промышленной продукции), и споры о том, стоит ли отказываться от российского газа там велись наиболее ожесточенно. Например, в апреле 2022 года гендиректор химического концерна BASF Мартин Брудермюллер говорил, что прекращение поставок вызовет «крупнейший экономический кризис со времен Второй мировой войны». Исследовательский центр Prognos прогнозировал, что отказ от российского газа приведет к сокращению ВВП ФРГ на 12,7% в течение следующих шести месяцев.

Хотя Евросоюз не вводил запрет на импорт российского газа, его доля на европейских рынках снизилась с 44% в 2021 году до 7,5% в 2022-м. Дело в том, что в конце августа 2022 года Россия по техническим причинам прекратила поставки в Европу по газопроводу «Северный поток», а затем, в сентябре, «Северный поток» и «Северный поток — 2» были повреждены в результате диверсии.

Сейчас газ в Европу поставляется по трубопроводу Ямал — Европа через Польшу и Беларусь, по трубопроводу через Украину и по «Турецкому потоку». С января по ноябрь 2022 года на Россию (трубопроводный газ + импорт СПГ) пришлось менее четверти импорта газа в ЕС.

«Хотя до середины июня [2022 года] по «Северному потоку-1» ежедневно поставлялось около 1,7 тераватт/час [объемов газа, пригодных для производства такого количества энергии], этот показатель сначала упал на 60%, затем на 80% и в конечном итоге сократился до 0 терават/час в начале сентября», — констатирует Федеральное сетевое агентство Германии (Bundesnetzagentur).

От того, как Европа справится с последствиями отказа от энергетического сотрудничества с Россией, будет зависеть и степень ее экономической изоляции, и готовность Запада к затяжному противостоянию.

Что помогло Германии прожить без российского газа

Некоторые аналитики списывают относительно безболезненный отказ Германии от российского газа на удачу: зима в стране выдалась непривычно теплой, а поэтому и газа для отопления много не понадобилось. В противном случае ФРГ, вероятно, пришлось бы гораздо сложнее. “Мы не можем надеется, что еще одна теплая зима придет нам на помощь”, — посетовал гендиректор крупнейшего немецкого энергетического концерна E.ON Леонард Бирнбаум.

Шуларик, Захманн и Молль с такой точкой зрения не согласны. Как отмечают экономисты, средняя зимняя температура для Германии зимой 2022-23 года составила 2,9 °C — это немного ниже, чем средняя температура за четыре предыдущие зимы (3,0 °C).

Существует и более изощренный способ измерить, насколько “энергозатратной” выдалась зима — посчитать число так называемых градусодней отопительного сезона. Чем больше показатель, тем больше потребуется газа для отопления.

Градусодень — единица измерения превышения средней суточной температуры над заданным минимумом («базовой температурой»). Вычисляется как произведение разности температуры воздуха в помещении и средней температуры наружного воздуха на продолжительность отопительного периода. Позволяет оценить отклонения от климатической нормы.

В 2022 году среднее значение градусодней в Германии составило 2,736 — меньше, чем в среднем за десять лет (2,939). “Однако тренд, который мы наблюдали в течение 2022 года, не отклоняется от нормальных показателей. Из-за изменения климата линейный тренд на снижение градусодней наблюдается с 1979 года. <…> Следовательно, значительная доля теплых температур в 2022 году объясняется закономерной тенденцией, а не «удачей»”, — убеждены экономисты.

Еще один довод против утверждения, что Германия смогла благополучно пережить зиму лишь благодаря удаче, состоит в том, что именно на холодный период пришлись проблемы с ограничением доступа к источникам энергии. Во-первых, из-за технических работ во Франции задержался перезапуск двух реакторов АЭС, и в результате объем выработанной ядерной энергии оказался на 82 тераватт-часа ниже значений 2021 года.

Во-вторых, в июне 2022 года в результате пожара вышел из строя американский завод Freeport — четвертый по объемам производства СПГ в мире. Отгрузка с Freeport была возобновлена только в середине февраля 2023 года — без аварии США смогли бы поставить на рынок дополнительно объемы природного газа для выработки еще 100 терават-часов энергии.

“За последний год элементы «невезения» [с которыми столкнулась ФРГ] перевешивали элементы «удачи». Роль «удачи» в том, как Германия смогла пережить зиму, значительно преувеличена”, — резюмируют экономисты.

Аналитики называют два фактора, почему Германии удалось преодолеть газовую зависимость от России без существенных потерь.

Во-первых, это способность немецкой экономики адаптироваться к меняющейся обстановке. Некоторые аналитики опасались, что отказ от российского газа запустит цепную реакцию: сначала под удар попадут зависящие от электроэнергии предприятия (производители алюминия, химикатов), а это вызовет проблемы с цепочками поставок в масштабе всей страны, что приведет к системному кризису. На деле же трудности энергозависимых компаний не “повалили” за собой другие предприятия, подчеркнули экономисты.

«’’Каскадного эффекта’’ не случилось: в то время как производство в энергоемких секторах, таких как химическая промышленность и производство стекла, действительно значительно упало, промышленное производство в других секторах почти не пострадало. Наблюдаемый ‘’разрыв связей’’ между энергоемким производством и производством в других секторах — полная противоположность ‘каскадного эффекта’’, которого все опасались”, — пишут в Шуларик, Захманн и Молль.

Во-вторых, Германия проводила грамотную экономическую политику — как по замещению российского газа, так и по помощи населению.

Министерство экономики Германии добилось больших успехов в быстром поиске источников поставок газа из третьих стран и наращивании мощностей СПГ. По итогам 2022 года Россия заняла второе место по объему поставок в Германию, уступив Норвегии. Другими крупными поставщиками стали Бельгия и Чехия.

Что касается помощи населению и компаниям, немецкие политики воздержались от установления предельных цен на природный газ, как это сделали во многих европейских странах. Вместо этого они предоставили домохозяйствам и предприятиям выплаты, рассчитанные на основании объема их потребления в прошлом.

По данным экономистов из Школы управления Герти, во второй половине 2022 года немецкие компании и домохозяйства потребляли на 23% газа, чем предполагалось в базовом сценарии. При этом промышленные компании стали сокращать потребление раньше и стремительнее домохозяйств.

Что будет дальше с экономикой Германии

Во-первых, несмотря на отсутствие поставок в Германию российского газа, ФРГ продолжила закупать и России нефть. Таким образом говорить о полном отказе Германии от российских энергоносителей пока рано. В декабре прошлого года немецкие власти заявили, что планируют отказаться от закупок российской нефти в 2023 году , а вместо этого импортировать сырую нефть из Казахстана.

Во-вторых, хотя Германия избежала дефицита газа, ей потребуется как минимум несколько лет, чтобы полностью заместить импортируемый по трубам из России газ сжиженным природным газом (СПГ), пишет Bloomberg.

Чтобы получать столько же СПГ, сколько Германия импортировала у России в 2021 году по трубопроводам, ФРГ нужно оборудовать дополнительную инфраструктуру, а это произойдет не раньше, чем в 2026 году, следует из подсчетов Минфина. До тех пор Германии придется экономить на потреблении.

В-третьих, не исключено, что спад в немецкой экономике не ограничится кратковременной рецессией, и промышленные компании продолжат испытывать проблемы из-за нехватки энергоносителей и их повышенной стоимости. Хотя Германии, которая сильно зависела от импорта энергоносителей из России, «удалось избежать наихудших сценариев нехватки газа, которые привели бы к полной остановке заводов, ее перспективы выглядят не радужно», пишет издание Politico.

Среди проблем, с которыми сталкивается немецкая экономика — снижение покупательной способности населения, сокращение портфеля промышленных заказов, а также негативные последствия из-за ослабления роста в США — одного из ключевых партнеров Германии, констатирует Politico со ссылкой на экспертов.