Умысла на оскорбление чувств верующих в шоу Филиппа Киркорова, которое прошло в Кремлевском дворце, найти нельзя, считает доцент отделения религиоведения философского факультета МГУ Владимир Винокуров. Так он прокомментировал заявление в прокуратуру основателя телеканала «Царьград» Константина Малофеева.
Во время исполнения песни «Мария Магдалена» Киркоров прошелся по наклоненному кресту, внутри которого проступало изображение женщины, в то время как черные тени двигались у его подножия. После этого Малофеев подал заявление в Генпрокуратуру и потребовал организовать проверку в отношении Киркорова.
«Человек-павлин верхом на Кресте, величайшей из христианских святынь, есть ни что иное, как сознательное крестопопирательство и оскорбление чувств миллионов верующих», — написал православный бизнесмен в своем телеграм-канале.
«Я бы для начала обратил внимание, что это происходит в пространстве сцены, то есть — пространстве условном, — сказал Винокуров RTVI. — Здесь, и хочу обратить на это внимание, есть вполне конкретный эпизод, у которого есть вполне конкретные границы. В номере присутствуют отсылки ко вполне конкретному сюжету, когда равноапостольная Мария Магдалена не узнает сошедшего с креста Христа из-за того, что глаза ее полны слез. Совершенно очевиден мотив любви и сострадания: любящий готов сам погибнуть, лишь бы избавить от страдания любимого. В интерпретации постановщика этого шоу это и показано — она как бы лежит внутри креста как внутри гроба, в то время как он уже с креста сошел».
По мнению эксперта, артист не топчет крест, а «пытается пробудить Магдалену, вытащить ее из слез и страдания». «С XVI века, с поэмы „Потерянный рай“ Джона Мильтона есть традиция светской интерпретация библейских сюжетов, — напомнил Винокуров, — В рамках этой традиции возникали разные художественные интерпретации евангельских сюжетов, ни одна из которых не претендовала на религиозное, вероучительное значение».
Данный случай, по мнению эксперта, ставит вопрос о том, будет ли запрещено любому артисту или светскому художнику разыгрывать события на евангельский исторический сюжет и играть роль Христа. «Если не может Киркоров, это значит, что вообще никто не может?», — сказал Винокуров. Умышленное оскорбление чувств верующих в данном случае увидеть очень сложно, утверждает собеседник RTVI, и в случае номера Киркорова эксперт его не видит. При этом Винокуров полагает, что подобные вопросы действительно должны быть отрегулированы законодательно.
Религиовед считает, что этот вопрос стоило бы обсуждать не на уровне правоохранительных органов, а внутри церкви. «Для подобных случаев существуют процедуры, в рамках которых дается догматическое определение таким поступкам — отлучение, признание ересью, проклятие. Но причем тут прокуратура?, — говорит эксперт. А вообще — мне не понятен сам предмет скандала. Занавес упал, и игра окончена. Античные актеры тоже играли богов в масках, никто не обвинял их в святотатстве».
Выступление Киркорова ранее осудил представитель РПЦ Владимир Легойда. Он считает, что у певца есть «искренне непонимание простых вещей вкупе с безвкусицей», или же он сознательно пошел на провокацию. С осуждением Киркорова также выступили телеведущий Борис Корчевников и певица Ольга Кормухина, а представитель движения «Ветераны России» Ильдар Резяпов предложил артисту покинуть Россию.
Пресс-секретарь певца Екатерина Успенская рассказала, что автором концепции номера с крестом был сам Киркоров, и что никакого поругания христианских святынь в этом она не видит.