На стадионе «Лужники» в Москве прошла церемония открытия Чемпионата мира по футболу. В Москву приехали представители 16 государств, но западных лидеров в этом списке нет. О том, кто и почему в Европе выступает за бойкот чемпионата мира, — в репортаже Константина Гольденцвайга.
Пока в Москве начинается Чемпионат мира по футболу, в Берлине из-за миграционных споров, вновь обострившихся между правящими партиями, чуть не начался правительственный кризис. И все же в Бундестаге, хотя из-за этих раздоров в нем пришлось объявить пятичасовой перерыв, под вечер от немецких проблем перешли к российским. Из всех парламентских фракций именно «Зеленые» наиболее критично настроены по отношению Кремлю — неудивительно, что они же стали авторами резолюции, призывающей руководство Германии воздержаться от посещения матчей в России, только если помимо спорта, в программе их визита не будет обсуждения авторитарного курса Кремля и поддержки притесняемого в стране гражданского общества. Об этих условиях Германия должна заранее уведомить российские власти, — призывают авторы резолюции.
Мануэль Саррацин, депутат Бундестага от партии «Зеленые»: «Мы требуем в нашей резолюции, чтобы немецкие политики и члены правительства посещали матчи немецкой сборной в России, только если в рамках своих визитов они будут касаться положения с правами человека, свободы слова и политической ситуации в стране в целом: от противоправной аннексии Крыма до военной интервенции России на восток Украины. Кроме того, федеральному правительству Германии следует четко заявить о том, что все политзаключенные в России: будь то Сенцов или Сущенко — должны быть освобождены».
Также в резолюции фигурирует, например, политзаключенный Оюб Титиев и целый список громких убийств журналистов, политиков, общественных деятелей, пришедшихся на годы правления Владимира Путина. Никаких обязательств для канцлера Меркель и ее министров, впрочем, из этой резолюции, скорее всего, вытекать не будет. Иные из них — например, глава МВД Хорст Зеехофер, у которого с Владимиром Путиным налажен личный контакт, уже дал понять, что готов прилететь в Россию на матчи немецкой сборной. Этого до сих пор не исключала и Меркель, правда, опять же, в увязке с возможными политическими переговорами. Но показательно, что ни один из западных лидеров на сегодняшнее открытие чемпионата мира по футболу не прилетел. Как, к слову, и спортивный журналист Хайо Зеппельт, которому после разоблачения российской допинг-системы все же дали визу в России, но посоветовали туда не ездить спецслужбы Германии.
Хайо Зеппельт, спортивный журналист: «Освещение российского спорта на немецком ARD не то чтобы вызвало большую радость у российских чиновников и государственных медиа. Мы получали все новые угрозы, нас запугивали — обо всем этом нельзя было не задумываться. Оценка спецслужб не позволила им рекомендовать мне эту поездку, о чем нам и сообщил министр иностранных дел господин Маас».
Одновременно с немецкими депутатами в преддверии Чемпионата жесткую резолюцию со схожим содержанием — нарушение прав человека, аннексия Крыма, приверженность Европы санкциям — подавляющим большинством голосов принял сегодня и Европарламент. Вообще, все последние дни в европейских столицах проходили акции протеста, проводившиеся неправительственными организациями. В Берлине, у российского посольства, накануне требовали защиты прав российского ЛГБТ-сообщества.
А в Париже «Репортеры без границ» устроили нечто среднее между футбольным матчем, перформансом и пикетом. Глава организации Кристоф Делуар напомнил, что куда важней статистики ФИФА, по которой российская сборная занимает 70 место, международный рейтинг соблюдения свободы слова. Согласно которому Россия сейчас на 148 месте.
Кристоф Делуар, председатель организации «Репортеры без границ»: «В России и сегодня продолжаются репрессии. Во время этого Чемпионата мира по меньшей мере семь журналистов из-за их профессиональной деятельности находятся в тюрьме. Большая часть тех из них, кто здесь изображен, находится за решеткой из-за абсурдных обвинений, выдвинутых теми, против кого журналисты проводили свои расследования. С того момента, как Владимир Путин пришел к власти, в России убито 34 журналиста — убито при почти полной безнаказанности. Заказчиков никогда не находят — в России не принято выдавать красную карточку ни тем, кто препятствует работе журналистов, ни тем, кто идет дальше, атакуя и убивая их».
Лаконичнее всех отношение к этому чемпионату продемонстрировал сатирический журнал Charlie Hebdo, изобразив на обложке российского президента, въезжающего на стадион на танке. Едва ли когда еще футбольное первенство сопровождалось такой волной критики. Впрочем, то ли еще будет — на следующем Чемпионате мира, который пройдет в Катаре.