Главы МИД и Минфина Германии отказались участвовать в министерской встрече «Большой семерки» в США, которая должна состояться 29 июля. До этого Ангела Меркель проигнорировала саммит G7 в Вашингтоне. Берлин отвернулся от Соединенных Штатов после того, как Трамп решил вывести американские войска из Германии и ввести санкции против причастных к строительству «Северного Потока – 2». Готов ли Евросоюз к роли мировой державы и кто может стать его партнерами, разбирался корреспондент RTVI Гарри Княгницкий.
Америка и Европа ведут себя, как супруги с большим стажем. Тут уже не любовь, как писал Довлатов, а судьба. Слишком долго вместе. Наблюдали друг друга в самых прекрасных и ужасных проявлениях. Устали, наскучило. Раздражаются и спорят по любому поводу.
Дональд Трамп с его бизнес-подходом ко всему на свете видит в Европе не союзницу, а экономическую и политическую конкурентку. Европа же устала с этим мириться и задумалась, а почему бы ей самой не стать новым глобальным лидером? Россия с интересом наблюдает за этой домашней англосаксонской ссорой. Правда, после Крыма и Донбасса — без особой надежды увести Европу у Америки.
Тут больше шансов у Китая, которого Трамп сам объявил главным соперником США. Раз соперник, почему бы не замутить интрижку? Возможно, даже на радость Европе: чтобы снова пробудить страсть в Вашингтоне. У госсекретаря США ревность проснулась. Майк Помпео заявил, что коварный Китай хочет сбить Евросоюз с толку.
Майк Помпео, госсекретарь США: «Китай сеет дезинформацию и устраивает злостные киберкампании по расшатыванию наших отношений, чтобы вбить клин между США и Европой».
Да Европа и безо всяких вражеских козней вполне себе дружит с Пекином. По данным Еврокомиссии, в 2019 году ЕС купил у Китая товаров на 362 млрд евро, а у США — только на 232 млрд. Правда, поставляет Европа в Америку разного добра все равно больше, чем в Китай. И общий товарооборот у ЕС с США больше, чем с Китаем. Но это, возможно, пока.
Майкл Биньон, международный обозреватель Times: «Китай — очень важный торговый партнер для европейцев, и будет оставаться таковым. Есть соглашение о двустороннем торговом сотрудничестве. Но у Европы растет озабоченность по поводу китайских политических амбиций играть главную роль на мировой сцене».
Особенно Европе не нравится, что Китай инспирировал принятие закона о нацбезопасности в Гонконге. Там больше нельзя высказываться о независимости. Хотя Пекин обещал, что не будет лезть во внутренние дела Гонконга до 2047 года. Нехорошо.
Америка солидарна в этом с Европой. Почти во всем остальном США и ЕС расходятся: по Ирану, Сирии, глобальному потеплению, по поводу Всемирной организации здравоохранения, а главное — по поводу НАТО и европейской безопасности. Дональд Трамп сказал, что выведет американские войска из Германии. Ангела Меркель возразила: хотите, чтобы было, как в Донбассе?
Владислав Иноземцев, политолог, доктор экономических наук: «Я бы не сказал, что они зависят от американской военной помощи. Просто потому, что переоценивать российскую угрозу для Европы я бы тоже не стал. Просто по той простой причине, что ни у кого в Кремле ни сейчас, ни в перспективе не будет желания захватить Польшу или Германию и так далее».
Может, поэтому Германия и не доплачивает НАТО. Но это вызывает у Трампа злость и желание пошантажировать Берлин: нет денег — нет моих солдат. Но фактор Трампа тут не стоит преувеличивать. Разговорчики в натовском строю начались даже не вчера.
Майкл Биньон, международный обозреватель Times: «Это нельзя назвать лишь пунктиком Трампа. До него и Обама говорил, что европейцы должны давать больше денег на НАТО. Германия не платит и двух процентов своего национального бюджета, и этого мало. Это меньше, чем платит, к примеру, Британия».
То есть в Лондоне не видят тут драмы: платите, как мы, и будут вам американские солдаты. Но вряд ли Меркель конфликтует с Трампом только из-за денег. Тем более, что Германия постепенно увеличивала отчисления на содержание НАТО.
Дело тут, конечно, в принципе. Во-первых, Трамп не раз усомнился в необходимости традиционных послевоенных союзов. Во-вторых, президент США, который публично говорит, что больше доверяет президенту России, чем своей разведке, — привет, Хельсинки-2018, — не вызывает доверия у европейских союзников.
Но к Меркель тоже ведь есть вопросы. Она считает, что Германия — главное препятствие на пути возможной экспансии России на Запад. И при этом добивается завершения строительства «Северного Потока – 2». Германия что, не проживет без этой российской трубы?
Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy: «Если не будет „Северного Потока – 2“, говорят некоторые немцы, это будет огромный ущерб, миллиарды долларов, миллиарды евро для Германии. Откуда какой ущерб? Это один объем газа, который идет сейчас через Украину, Польшу. Он будет переброшен частично на новый газопровод, который идет по дну Балтики. Но это не новый газ».
Если дело не в газе, тогда в чем? В деньгах немецких компаний, зависящих от российского проекта? Или в надеждах некоторых политиков по примеру бывшего канцлера Шредера получить теплое местечко где-нибудь в «Газпроме» или «Роснефти»? Да и да. Но дело еще и в престиже. Так открыто помыкать Германией, Европой и НАТО — негоже для Америки, некогда нацепившей корону лидера Западного мира, а теперь сменившей ее на бухгалтерские нарукавники.
Ангела Меркель, канцлер Германии: «Мы выросли с определенным знанием того, что США хотят быть мировой державой. Если бы США сейчас захотели перестать исполнять эту роль по собственной воле, нам нужно было бы всерьез задуматься над этим».
То есть взять на себя роль первой скрипки. Означает ли это, что Америка и Европа рассорились вдрызг и навеки? Нет, конечно. Они и не через такое проходили. В 2003 году Германия, Франция и Россия выступали единым фронтом против американского вторжения в Ирак. Ну и где потом оказалась Россия? А США спокойно вернули Европу себе.
Владислав Иноземцев, политолог, доктор экономических наук: «Я думаю, что раскол не критичен. Потому что на протяжении последних 30 лет мы видели очень много случаев, когда европейцы сближались с американцами или американцы с европейцами, и, наоборот, дистанция увеличивалась».
К тому же только представьте себе, если бы президентом США был не Трамп. Да не было бы никакого раскола вообще.
Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy: «Пройдет и это, как говорится на кольце царя Соломона. Это временное явление. У Европы — ей не отплыть от Соединенных Штатов Америки».
Придет в Белый дом демократ или в 2020 году, или в 2024, и в этой англосаксонской семейке воцарится мир: скучный, зато понятный и надежный. Европа и Америка — это ведь все-таки уже не любовь, а судьба.