В Гонконге больше пяти месяцев не утихают протесты несмотря на то, что власти уже отказались от законопроекта об экстрадиции в материковый Китай. Именно он изначально и вызвал бурю недовольства. Люди добиваются освобождения задержанных активистов, расследования действий полиции при разгоне протестов, свободных выборов и отставки главы правительства. Корреспондент RTVI Сергей Морозов отправился в Гонконг, чтобы выяснить, как живут люди в условиях беспрерывных протестов.

Никогда не знаешь, где нарвешься на уличные бои. Можно просто выйти из дома и оказаться в облаке слезоточивого газа. Правительство все хуже согласовывает акции оппозиции, поэтому они вспыхивают когда угодно и где угодно.

Крайнее ожесточение и крайняя политизация. Все на чьей-то стороне. Рестораны, магазины, банки, бизнесы — либо ты за демонстрантов, либо за полицию. Все как в революционные времена.

Метро не любит демонстрантов, и, кажется, это взаимно. До этого станции метро разбивали, били стекла. Сейчас просто подожгли. Когда-то метро помогало протестующим: они запрыгивали в поезда и убегали от полицейских на следующую точку сбора. Но в июне администрация пошла против них. Теперь нужные выходы закрывают, поезда останавливают. В общем, теперь с метро тоже война.

гонконг морозов метро горит

Фотография: Felipe Dana / AP

Это утомительно. Пять месяцев город находится в состоянии войны, и чувствуется какое-то отчаяние. Никто не знает, что делать дальше, и поэтому все продолжают как раньше: полиция бьет еще сильнее, демонстранты выходят еще чаще.

Почти каждый день проходит какая-нибудь акция. Есть же районные комитеты, не надо центрального командования. Все организуют на местах. Например, акция в жилом районе Цюнь Кван О: снова баррикады (как же быстро они их строят), слезоточивый газ, полиция, как и в городских боях, входит в узкие дворы и подъезды.

Но правоохранители уйдут через час, и все повторится в другом месте. А почему здесь вышли на улицу? Потому что в этом районе в понедельник во время стычки с полицией с третьего этажа парковки упал парень. То ли сам упал, то ли его столкнули — получил тяжелейшие травмы черепа. Теперь за него организуют новые демонстрации.

В воскресенье какой-то человек с ножом напал на районного депутата с криками «Гонконг — часть Китая» и откусил законодателю половину уха. Буквально через день пошла атака в другую сторону. На этот раз пропекинского депутата Джуниуса Хо ударили ножом в грудь. Правда, в соцсетях заметили, что атака выглядит несколько постановочной, а сам депутат для такого удара пострадал довольно легко. Но глава Гонконга Кэрри Лэм выразила возмущение. В общем, в заголовки это попало.

гонконг морозов маски

Фотография: Dita Alangkara / AP

5 ноября — ровно месяц, как правительство запретило митинги в масках, — началась многотысячная демонстрация в масках Гая Фокса в роскошном районе Чимсачёй. Кто контролирует этот город? Полиции и близко не видно, тысячи людей в масках заняли всю площадь и кричат: «Борись за свободу, будь с Гонконгом!»

Демонстранты заполонили соседние улицы, они идут шествием по всему кварталу, их никто не останавливает. «Бентли» и «Феррари» не могут проехать, участники шествия извиняются, им в ответ приветственно машут рукой. Это так удивительно: город вроде в состоянии войны, но тут же, в двух шагах у кого-то гламурная фотосессия, у кого-то обед в дорогом ресторане. Все вместе.

гонконг морозов фотосессия

Фотография: Александр Науменко / RTVI

«Желтые» рестораны — это те, которые поддерживают демонстрантов. Активисты отмечают их в специальном приложении. Считается правильным сходить поесть именно в такой ресторан. Дойдя до перекрестка, толпа разрисовывает революционными лозунгами заборы, выводит из строя светофор коротким замыканием, чтобы притормозить движение машин, и расходится.

Тут наконец появляется полиция: с трех сторон, с водометом. Но на перекрестке автобус специально или случайно перекрывает ему дорогу, а демонстранты разбегаются. Пару человек в черном — парня и девушку — полиции удалось отловить. Похоже, для этого их обильно полили из баллончика.

Полиция отгоняет репортеров подальше от задержанных. Это уже стало привычным. Что происходит с теми, кто остался один на один с полицией, рассказала студентка Университета китайского языка в Гонконге Соня У. Она первая осмелилась снять маску и открыто сказать, что с ней делали в полиции.

По ее словам, в участке она подвергалась сексуальным домогательствам со стороны полицейских. Она знает, что другая задержанная стала объектом «сексуальных пыток» с участием нескольких офицеров. Когда она рассказала об этом, студенты выступили в ее поддержку. Вот и сейчас, когда она идет отмечаться в другой полицейский участок, с ней вместе идут десятки людей.

Среди них есть одна женщина, у которой своя история. В нее на прошлой акции в упор стреляли резиновыми пулями. Она говорит, что во время уличных боев пыталась защитить человека, которого избивала полиция. Тогда полицейский выстрелил в нее с расстояния двух метров. Она успела выставить локоть, пуля попала в него, но силовик выстрелил еще несколько раз.

Мимо полицейского участка мы без шуток не ходим: обязательно надо что-нибудь показать. Может, обойдется, может, польют слезоточивым газом. Как повезет. По данным полиции, на последней большой акции из 2,5 тысяч задержанных 750 были несовершеннолетними.

гонконг морозов пеппер спрей

Фотография: Dita Alangkara / AP

На этой неделе лидер Гонконга Кэрри Лэм встретилась в Шанхае с председателем Китайской народной республики Си Цзиньпином. Неожиданное событие. Ходили слухи, что ее собираются отправить в отставку. О чем они говорили — неизвестно.

В официальном изложении Пекина председатель Си выразил гонконгской администрации доверие, но отметил, что беспорядки надо остановить, а виновных наказать. При этом он сказал, что нужно больше диалога. Это прогресс, потому что в октябре он же говорил, что Китай «раздавит тела и переломает кости» сепаратистам, к которым официальная пропаганда относит гонконгских демонстрантов.

Пешеходный переход в двух шагах от здания центрального полицейского управления Гонконга украсили изображением поросенка — символа протеста, надписью «Верните власть народу» и наклейкой с тараканом. Таракан — это потому, что полицейские между собой называют демонстрантов тараканами. Вот, пожалуйста, получите: таракан в вашем офисе.

Можно ли в самом здании полиции устраивать демонстрации? Оказалось, можно! На брифинг для прессы на этой неделе журналисты шести изданий пришли в касках, к которым были прикреплены иероглифы «Расследуйте полицейскую жестокость. Полиция, хватит врать!»

Пресс-конференцию в итоге просто отменили. Это то, что касается диалога. А вот что касается уличных боев — это мы узнаем в субботу-воскресенье, потому что это были события спокойной недели, а все основные демонстрации в Гонконге проходят по выходным.