Мир ждет результатов первой в истории посадки космического аппарата на лунный полюс: им станет либо российская «Луна-25», либо индийский «Чандраян-3». Накануне исторического научного события RTVI вспоминает основные вехи советской лунной программы.

Малоизвестный факт — пытаться исследовать Луну и даже Венеру, запуская к ним ракеты и станции, Советский союз начал еще за три года до полета в космос Юрия Гагарина. «Стрелять» в сторону Луны аппаратами серии «Е» СССР начал 23 сентября 1958 года, спустя менее года после запуска первого искусственного спутника Земли. Три станции из-за аварии ракеты «Восток» не смогли выйти даже на орбиту Земли и лишь четвертая выполнила задачу, став «Луной-1». Впрочем, из-за ошибки в циклограмме полета станция не смогла достичь Луны и пролетев мимо нее стала первым искусственным спутником Солнца. Тем не менее, аппарату впервые в истории удалось покинуть окрестности Земли, и были получены важнейшие научные данные — открыт внешний радиационный пояс Земли и сделаны первые прямые измерения свойств солнечного ветра.

Первым в мире рукотворным объектом, достигшим поверхности Луны, 14 сентября 1959 года стала советская автоматическая станция «Луна-2». Чтобы обеспечить достижение орбиты Луны, пришлось модифицировать ракету-носитель Р-7, добавив к ней третью ступень — блок «Е». Станция не совершила мягкой посадки — она буквально врезалась в поверхность спутника со скоростью 3,3 километра в секунду, разлетевшись на части. По расчетам специалистов, взрыв должен был создать воронку диаметром от 15 до 130 метров.

Один из вымпелов с надписями «СССР» со станции «Луна-2»
ТАСС

Успех «Луны-2» имел политический резонанс, и Советский союз не упустил возможности использовать его для напоминания о своем лидерстве в исследовании космоса. Станция несла пару шарообразных вымпелов из нержавеющей стали с надписями «СССР» на пятиугольных фрагментах. Планировалось, что при ударе о поверхность заряд, взорвавшись, разбросает эти таблички. Во время своего первого визита в США Никита Хрущев презентовал президенту Дуайту Эйзенхауэру копию этого вымпела. «Россия намного обогнала Соединённые Штаты в отношении космических проектов и никакими деньгами нельзя купить упущенное время…», — так оценил успех руководитель американской космической программы, бывший главный конструктор немецкой ракеты Фау-2 Вернер фон Браун.

В 1957 году, вскоре после запуска первого спутника, французский винодел Анри Мэр заключил пари с гостившим у него консулом СССР — он обещал подарить 1000 бутылок своего шампанского тому, кто увидит или сфотографирует обратную сторону Луны. Эту задачу впервые в истории также решила советская станция — «Луна-3». 7 октября 1959 года она сделала первые снимки обратной стороны Луны с расстояния около 65 тыс. километров с помощью установленной на ее борту сложной проявочной машины и сканирующего устройства. Подготовка и реализация эксперимента сопровождалась рядом забавных историй, о которых вспоминали участники проекта.

Станция «Луна-3» и снимок невидимой с Земли стороны Луны
ТАСС

Так, в СССР не было фотопленки, удовлетворявшей требованиям эксперимента. Однако к тому времени над СССР то и дело сбивали американские разведывательные шары со специальной фотоаппаратурой. Пленку из этих шаров-шпионов и было решено разрезать и разместить на станции «Луна-3» в бортовой аппаратуре «Енисей». В 1959 году Центр дальней космической связи в Евпатории, принимавший сигналы со всех советских межпланетных станций, только строился, поэтому сигнал с «Луны-3» принимался при помощи трофейной немецкой радиоантенны на горе Кошка в Симеизе. Когда стало ясно, что со станцией плохая связь, Сергей Королев велел своей команде срочное лететь из Москвы в Крым, для чего с международного рейса был снят новый Ту-104, и через 2 часа инженеры были на месте.

Для получения изображений без помех были приняты беспрецедентные меры — по просьбе Королева «затих» весь Черноморский флот, а ГАИ перекрыла проезд машин вблизи обсерватории. Другая проблема была связана с магнитной пленкой, на которую принимался сигнал — ее не успели вовремя изготовить и доставить в Крым. «Ее долго делали, но так и не успели изготовить до нашего отбытия в Крым. Потом ее срочно самолетом доставили в Симферополь, а оттуда вертолетом в Симеиз. Поскольку посадочной площадки не было, нам эту пленку спускали на веревке, — вспоминал участник эксперимента Рудольф Бакитько. — Это действительно было как в плохом кино. Дело в том, что когда привезли пленку, у нас один товарищ, который занимался хозяйством, жег траву, и пламя перекинулось на деревянный туалет. Представьте себе ситуацию — спускают пленку с вертолета, а у нас туалет горит — ужас. И все это при Сергее Павловиче Королеве. Он, конечно, очень ругался»

В итоге на Земле удалось принять 17 фотографий. Фотографии были не очень четкими, однако с их помощью были открыты два моря на обратной стороне — Море Москвы и Море Мечты. «У нас получилось, что Луна круглая», — сказал тогда сподвижник Королева Борис Черток. Через пару месяцев после этого в СССР на теплоходе, пришедшем в Одессу, в адрес Академии наук СССР прибыл драгоценный груз — 1000 бутылок шампанского.

Сегодня многие удивляются, почему России не удавалось 10 лет запустить станцию «Луна-25». Однако статистика запусков 1959 года показывает, что в тот год СССР запускал ракеты к Луне в среднем раз в месяц.

3 февраля 1966 советская станция «Луна-9» впервые в истории совершила мягкую посадку в Океане Бурь на Луне и три дня передавала на Землю телевизионные изображения лунного ландшафта. Станция стала первым космическим аппаратом, собранным к КБ имени Лавочкина, куда работа была переведена из ОКБ-1 по решению Королева. Сам Королев до этого события не дожил — он умер за три недели до посадки аппарата.

Пресс-конференция, посвященная посадке на Луну станции «Луна-9», 14 февраля 1966 года
Виктор Будан / ТАСС

3 апреля 1966 года автоматическая станция «Луна-10» вышла на орбиту Луны и стала ее первым в истории искусственным спутником. По характеру отраженного гамма-излучения ученые смогли определить химический состав и тип пород, залегающих на лунной поверхности. Аппарат передал данные о напряженности лунного магнитного поля и отсутствии радиационных поясов на ее орбите.

В это время в США уже вовсю шла подготовка к анонсированной в начале десятилетия президентом Джоном Кеннеди высадке американских астронавтов на Луну, поэтому СССР старался не отставать и в пилотируемой программе изучения спутника Земли. Пилотируемые корабли планировалось доставлять на поверхность Луны с помощью крупнейшей советской ракеты Н-1.

Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс «Л-3М», который смог бы находиться на Луне до 20 суток. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной (в составе экипажа три человека) и орбитальной (экипаж — два человека)

В состав первого лунного экипажа должен был войти советский космонавт Алексей Леонов, который участвовал в наземных тренировках лунной экспедиции. «Готовность была очень высокая, мы даже проводили на космодроме электрические испытания нашего объекта, чего никогда раньше не делали. В общем, были готовы. Пожалуй, если бы не смерть Сергея Павловича Королева в январе 1966 г., то я был уверен, что мы на полгода бы опередили Франка Бормана (облет Луны «Апполон-8» в декабре 1968 г.) », — вспоминал Леонов .

Тем не менее из-за ряда проблем, в первую очередь технических, советским космонавтам на Луне побывать суждено не было. А ракета Н-1 всего четырежды стартовала с космодрома «Байконур», ни разу не выйдя даже на орбиту Земли.

Четвёртый пуск комплекса Н1-Л3 был проведён 23 ноября 1972 г. Первая ступень работала практически без замечаний до 106,93 с, когда произошло разрушение насоса окислителя двигателя N4, приведшее к накоплению смеси. К пятому пуску комплекса Н1-Л3 были разработаны и прошли все виды наземных испытаний многоресурсные двигатели, однако пуск не состоялся, так как в декабре 1972 г. США завершили свою лунную программу полётом корабля «Аполлон-17» и политический интерес к лунной программе пропал. К тому времени в ходе шести посадочных миссий на поверхности Луны побывали 12 американских астронавтов, на Землю было доставлено свыше 300 кг лунных образцов.

Командир корабля «Аполлон-17» Юджин Сернан на поверхности Луны, 1 января 1972 года
Heritage Space / Heritage Images via Getty Images

В июне 1974 г. работы по комплексу Н1-ЛЗ были прекращены, технический задел был уничтожен, затраты в ценах 70-х годов составили 4 млрд. руб.

При этом несомненным успехом были эксперименты по доставке на лунную поверхность двух советских луноходов, второй из которых, запущенный в январе 1973 года, прошел рекордные 39 километров и передал на Землю 89 тыс. снимков поверхности и 93 панорам.

Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий («Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24») доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. Последняя в СССР миссия к Луне — «Луна-24» была запущена 9 августа 1976 года.

У вакуумной камеры с лунным грунтом, доставленным станцией «Луна-24», 25 сентября 1976 года
Олег Кузьмин / ТАСС

По мнению Ивана Моисеева, научного руководителя Института космической политики, долгое отсутствие миссий к Луне связано с решением большинства научных задач еще в 70-е годы. «Есть простое объяснение, не связанное с бюрократией. Шесть (американских экспедиций на Луну) плюс наши автоматы привезли столько данных с Луны, что они до сих пор не обработаны. До сих пор появляются новые статьи, исследуется тот грунт, который привезли. И когда какая-то группа ученых говорит — а давайте слетаем на Луну, им говорят обратитесь к американцам, они вам все бесплатно сделают, дадут грунт, дадут свои данные, все это в открытом доступе существует», — считает эксперт.

По его мнению, нынешний интерес к лунным экспедициям больше связан с отработкой технических вопросов, нежели решением научных задач. «Почему сейчас начался новый этап? Потому что уже не ставятся научные задачи, ставятся задачи технические в перспективе на экспансию, освоение Луны. Потому что лунные ресурсы нам необходимы для дальнейшего продвижения в космос», — считает он.