Во вторник, 15 февраля, Госдума решила направить обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой признать самопровозглашенные Донецкую и Луганскую народные республики. Как отреагировали на это на Украине и на Западе и стоит ли ждать новых санкций — в материале RTVI.

Что говорят в Москве

«Наши граждане и соотечественники, проживающие в Донбассе, нуждаются в помощи и поддержке. В этой связи депутаты считают, что признание ДНР и ЛНР создаст основания для обеспечения гарантий безопасности и защиты жителей республик от внешних угроз, а также для укрепления международного мира и региональной стабильности», — пояснил инициативу депутатов председатель Госдумы Вячеслав Володин.

У Госдумы было на руках два варианта обращения к Путину по статусу республик Донбасса. Инициаторами первого стали депутаты от фракции КПРФ, другого — первый замглавы думского комитета по делам СНГ Виктор Водолацкий и замглавы комитета Артем Туров (оба члены партии «Единая Россия»). Коммунисты предлагали напрямую обратиться к президенту, а единороссы — сначала направить документ в МИД для консультаций. В итоге поддержку получил проект КПРФ, который поддержали большинство депутатов.

Полномочия о признании независимости других государств закреплены за президентом. В 2008 году к Дмитрию Медведеву, который тогда был главой государства, обратились с просьбой признать Абхазию и Южную Осетию обе палаты российского парламента и лидеры этих регионов (международное сообщество считает их частью Грузии). Обращение было удовлетворено и оформлено соответствующим указом.

На пресс-конференции после переговоров с канцлером Германии Олафом Шольцем Путин прокомментировал думскую инициативу. Он сказал, что «депутаты ориентировались на общественное мнение», так как большинство россяин сочувствует жителям Донбасса. «Российские власти должны сделать все для решения проблемы этого региона, прежде всего исходя из возможностей по исполнению Минских соглашений», — добавил президент.

Зачем признавать ДНР и ЛНР сейчас

Во-первых, в Москве опасаются, что украинские власти попытаются вернуть контроль над ДНР и ЛНР силой. Как заявлял глава МИД Сергей Лавров, Запад поддерживает милитаристские настроения украинского руководства, а Киев воспринимает эту поддержку «как карт-бланш на проведение силовой операции». Министр подчеркивал, что Россия даст адекватный ответ на военные провокации Киева в Донбассе.

Во-вторых, угроза признания Россией ДНР и ЛНР может стать картой в переговорном процессе между Москвой, с одной стороны, и Украины и странами Запада, — с другой. Главным требованием России к Западу в целом является отказ от дальнейшего расширения НАТО, прежде всего за счет Украины. В альянсе идти на уступки по этому пункту пока отказываются.

Россия также неоднократно требовала от Киева закрепить за восточными территориями Донбасса автономный статус. На Украине пока отказываются предоставить восточным регионам расширенные полномочия. «Ни один регион Украины не получит право вето на какие-либо решения, касающиеся всей страны <…>. Не будет никакого особого статуса, как это себе представляет Россия, не будет права вето», — заявлял глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, отвечая на вопрос, готова ли Украина предоставить особый статус Донецкой и Луганской областям, с тем чтобы они получили де-факто право вето в отношении стратегических решений украинских властей.

Политолог и гендиректор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов считает, что шумиха по поводу признания ДНР и ЛНР — это попытка создать инструмент воздействия на Киев, чтобы вынудить украинскую сторону более полно и последовательно выполнять Минские соглашения. «Эта угроза станет своего рода фоном для последующих переговоров в рамках Нормандской четверки», — сказал эксперт в разговоре с RTVI.

Россия может признать независимость ДНР и ЛНР, если посчитает, что минский процесс бесперспективен, но пока этот формат себя не исчерпал, считает политолог Алексей Макаркин. «Это обращение [Госдумы] будет находиться на столе у президента, когда он будет вести дальнейшие переговоры по поводу дальнейших перспектив Минского процесса. Сегодня в Россию приехал Олаф Шольц, соответственно, это уже может быть одним из аргументов: „Смотрите, наши депутаты за признание, поэтому нужно идти на уступки и подталкивать к этому Украину, реализовывать Минские соглашения“», — пояснил аналитик в разговоре с RTVI.

Что ответили в Киеве

В Киеве заявили, что признание ДНР и ЛНР означало бы выход России из минских соглашений. «Относительно возможного признания российской Думой так называемых ЛДНР. Хочу еще раз напомнить неизменную позицию Украины — в случае утверждения решения о признании Россия де-факто и де-юре выйдет из Минских договоренностей со всеми сопутствующими последствиями», — отметил Кулеба. Минские соглашения предполагают возвращение ДНР и ЛНР под контроль украинских властей, а поэтому признание их нынешних властей нарушило бы положения договоренностей.

Реакция Запада

Генсек НАТО Йенс Столтенберг отметил, что признание ДНР и ЛНР Россией станет «очередным грубым нарушением территориальной целостности и суверенитета Украины». Такой шаг со стороны России стал бы нарушением международного права и минских договоренностей, подчеркнул он.

Находящийся с визитом в Москве канцлер ФРГ Олаф Шольц сказал, что признание ЛНР и ДНР стало бы «политической катастрофой». «Если парламент примет то, что было предложено и это станет реальностью, конечно, это будет означать нарушение минских договоренностей. Это будет означать, что процесс прервется и это будет политической катастрофой», — отметил Шольц. При этом он констатировал, что пока вопрос о вступлении Украины в НАТО не стоит на повестке дня. Шольц выразил готовность продолжать переговоры с Россией для избежания конфликта. Ранее западные лидеры тоже говорили, что о скором вступлении Украины в альянс не идет, но всегда подчеркивали, что двери альянса для Киева остаются открытыми.

Может ли Запад ввести санкции

Западные политики подчеркивали, что будут отвечать санкциями на возможное давление на Украину, однако не обозначали свои планы на случай признания Россией ДНР и ЛНР. В санкционном законодательстве США нет очевидных требований для введения против России санкций в ответ на такой шаг, сказал RTVI научный сотрудник американского Института исследований внешней политики (FPRI) Максимилиан Хесс. «В законе CAATSA [содержащий положения о правилах введения санкций против России и сотрудничающих с ней структур и лиц] уже прописано, что Восточная Украина имеет статус оккупированной территории — наравне с Южной Осетией, Абхазией или Крымом», — сказал он.

В санкционном законодательстве ЕС и Великобритании содержатся упоминания о возможности введения рестрикций из-за нарушения территориальной целостности Украины, констатирует Хесс. В то же время масштабных санкций от Евросоюза и Великобритании из-за признания Москвой самопровозглашенных республик ждать все равно не стоит. «В случае признания ДНР и ЛНР индивидуальные санкции против членов российской Думы и российских официальных лиц почти гарантированы. Тем не менее в Европе вряд ли смогут согласовать какой-то масштабный пакет финансовых рестрикций», — полагает аналитик.

Евгений Пудовкин