Генеральная прокуратура начала судебный процесс в отношении производителя прицельных систем и тепловизоров для танков — Ростовского оптико-механического завода и его компаний-акционеров. Он может закончиться экспроприацией предприятия, входящего в РАТМ-холдинг Эдуарда Тарана, в пользу государства.

Иск прокуратуры к Ростовскому оптико-механическому заводу (далее- РОМЗ) появился в арбитражном суде Ярославской области 3 августа. Он подан к двум компаниям — АО «Иснов» и ООО «Сибмир». Третьими лицами являются «Ростовский оптико-механический завод», Федеральное агентство по управлению госимуществом и ООО «Реестр-РН».В иске прокуратура требует изъять в пользу государства из собственности «Иснова» и «Сибмира» акции ростовского завода и наложить на время процесса обеспечительные меры на любые действия со стороны акционеров. 3 августа арбитражный суд удовлетворил иск прокуратуры в части наложения обеспечительных мер.

Пресс-служба РОМЗ

Ростовский оптико-механический завод занимается производством оптико-механических и оптико-электронных приборов дневного и ночного видения для систем управления огнем бронетанковой военной техники, в том числе для танков «Армата». В 2023 году завод публично упоминался в связи с началом поставки тепловизоров для танков. Новости были озвучены в связи с визитом на завод вице-премьера Дениса Мантурова.

АО «Иснов» и ООО «Сибмир», по данным СПАРК, во II квартале 2022 года владели 48,1% акций ростовского завода. Сами компании зарегистрированы в Новосибирске, имеют один и тот же телефон. ООО «Сибмир», согласно данным СПАРК, владеет РАТМ-холдинг известного предпринимателя Эдуарда Тарана. Сам Таран также владел во II квартале 2022-го 16,47 акций РОМЗа, но позднее, в первом квартале 2023-го, исчез из списка аффилированных лиц. Зато ООО «Сибмир» по итогам 2022 года владело уже не 24,1% акций РОМЗа, а 40,6%. Судя по изменению долей, Таран мог продать свои акции своей же компании. На сайте РАТМ-холдинга РОМЗ сейчас также не упоминается, хотя ранее озвучивался в СМИ как предприятие холдинга.

РАТМ-холдинг

Согласно данным официального сайта холдинга Эдуарда Тарана его история ведет отсчет с 1992 года. «На протяжении многих лет РАТМ являлся ведущим угольным трейдером Сибирского региона. В настоящее время РАТМ Холдинг — это диверсифицированное объединение предприятий оптико-электронного приборостроения, стекольной промышленности, насосостроения, девелоперского и ряда других направлений». В числе предприятий РАТМ-холдинга — НПО «Энергомаш», «Катайский насосный завод», АО «Экран-Оптические системы», ООО «Сибирское стекло», ООО «РИД групп», ООО «УК «РАТМ Девелопмент». Эдуард Таран не раз являлся лицом публичных скандалов — например его обвиняли в якобы имевшей место попытке подкупа сотрудника правохранительных органов.

Причины, по которым Генеральная прокуратура требует изъять акции РОМЗа, неизвестны. Однако ведомство на данный момент ведет целый ряд аналогичных процессов в судах — в рамках которых требует изъять у частных лиц собственность, имеющую стратегически важное значение для безопасности Российской Федерации.

Как подсчитал RTVI, за последние три недели Генеральной прокуратурой было подано четыре подобных иска — в Пермской крае, Волгоградской области и в Москве. В каждом из случаев прокуратура обратилась в суд с требованием ввести обеспечительные меры на акции и доли предприятий, имущество которых требует вернуть в бюджет.

По профилю это самые разные бизнесы — от крупного рыбопромышленного холдинга «Тефида» до Пермского порта. Их национализация, как объясняется в судебных актах, связана с фактами утраты Россией экономического суверенитета и переходом собственности под контроль либо граждан других государств, либо иностранных юридических лиц. В случае с Тараном и РОМЗ официальных объяснений случившегося в материалах суда пока нет.

Президент РАТМ Холдинга Эдуард Таран
Пресс-служба РАТМ Холдинг / ratm.ru

Для Тарана, равно как и для всех частных предприятий ВПК, происходящее может иметь серьезные последствия. РОМЗ — не единственный его актив в сфере оборонной промышленности. Известный в самых разных (в том числе и в скандальных) ипостасях предприниматель владеет целым рядом предприятий, ориентированных на это направление. Ранее он восторгался перспективами работы с оборонной отраслью , а затем — сомневался в том, стоит ли ему идти по пути соприкосновения с государством в оборонном бизнесе.

«Мы считаем, что прошли цикл, после которого надо принимать решение. Или идти дальше, как частный холдинг. Или сливаться с государственным оптическим холдингом. Или каким-то образом продавать активы. Надеемся, что мы останемся далее в управлении вместе с государством», — говорил он в 2013 году.

Отдел экономики