Иван Лосано живет в небольшом фермерском домике среди колумбийских туманных лесов. В десятках стеклянных контейнеров он разводит редких ядовитых лягушек, за которыми охотятся коллекционеры. Пока Лосано не создал компанию Tesoros de Colombia («Сокровища Колумбии»), их можно было купить разве что у браконьеров и по завышенным ценам. О Лосано и его бизнесе сделало большой репортаж агентство Associated Press.
Имя Лосано хорошо известно среди коллекционеров животных в США. По словам Хулио Родригеса из Нью-Йорка, с тех пор как Tesoros de Colombia начала экспортировать лягушек, цена на самые популярные виды заметно упала. Например, стоимость изящного древолаза (Oophaga histrionica) снизилась на 50%.
«Прежде не было способа легально купить histrionica, — рассказал Родригес. — Если вы увидите его в коллекции, скорее всего, его купили на черном рынке». Сейчас же компания Лосано помогает коллекционерам разводить собственных лягушек в неволе, чтобы заполнить рынок легальной альтернативой и вывести браконьеров из бизнеса.
Первого разрешения от властей Колумбии на продажу лягушек за рубеж Лосано ждал три года. За это время два его бизнес-партнера отказались от идеи, и он остался один. Уже после запуска проекта Tesoros de Colombia неоднократно подвергалась нападкам в интернете.
Недоброжелатели, которые, как подозревает Лосано, работают на браконьеров, распространяют слухи, что он продает лягушек нелегально. «Из соображений нашей безопасности, мы стараемся не раскрывать подробности нашего местоположения», — пояснил бизнесмен.
Сейчас компания уже получила право экспортировать семь видов лягушек, включая поперечно-полосатого древолаза (Оophaga lehmanni), которого из-за редкости коллекционеры называют «Святым Граалем». Лосано продолжает добиваться разрешения на экспорт еще 13 видов лягушек, которых все еще продают нелегально. Чтобы браконьеры не смогли выдать диких лягушек за выращенных в неволе, Tesoros de Colombia присваивает каждому из своих питомцев уникальный номер.
В Колумбии живут 734 видов лягушек, большее разнообразие этих земноводных есть разве что в Бразилии. По данным берлинского Университета Гумбольдта, как минимум 160 видам колумбийских лягушек грозит вымирание. Поэтому Лосано собирается использовать свой опыт, чтобы вновь заселить леса Колумбии исчезающими видами.
Специалисты оценивают усилия Лосано неоднозначно. Например, зоолог южноафриканского Университета Йоханнесбурга Лаура Тенсен напомнила, что когда в ЮАР начали разводить львов для охоты, это подогрело интерес к продаже их костей в Китай, где их считают лекарством. Из-за этого у браконьеров в отдаленных регионах появился дополнительные повод охотиться на диких животных.
В своем исследовании 2016 года Тенсен пришла к выводу, что разведение в неволе эффективнее всего, когда покупателю не важно, выросло ли животное на природе или у заводчиков. Такие инициативы обычно более успешны в тех странах, где власти борются с браконьерами. «В странах, где риски быть пойманным ниже, цены на диких животных всегда меньше, чем на выращенных в неволе», — подтверждает Крис Шепард, сотрудник экологической группы, которая борется с незаконной торговлей животными.