В Москве прошел традиционный Парад Победы. О пламенных речах, выставке достижений Минобороны и атмосфере столичного торжества — в репортаже Гарри Княгницкого с места событий.

Ветеран Петр Сагин, опираясь на перила трибуны, смотрит, как на Красную Площадь выносят Знамя Победы — точнее, его официальную копию. Петр Сагин ушел на фронт в 17 лет — воевал на Курской Дуге, брал Кенигсберг, участвовал в Берлинской операции.

Петр Сагин, ветеран Великой отечественной войны: «Когда мы брали Берлин в кольцо, оставили небольшой промежуток, откуда шли американцы с Эльбы, вот. И в эту брешь немцы побежали сдаваться американцам. Нам команда была — я же командовал батареей — открыть заградительный огонь, не пускать их к американцам».

«Не пустили, выполнили приказ», — вспоминает Сагин. С его трибуны не видно Владимира Путина — он где-то под полуколпаком, накрывшим переднюю часть Мавзолея.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Президент России прерывает речь минутой молчания. Поздравляет с Днем Победы, и на Красную площадь выходят пешие колонны, потом появляется техника.

Пожалуй, самой ожидаемой сегодняшней премьерой был «Терминатор». Нет, речь не об оружии Судного дня — обычно оно появляется ближе к завершению парада. Терминатор — это боевая машина огневой поддержки, техника довольно примечательная и с очень непростой судьбой.

Грубо говоря, это защитник танков: выцеливает и поражает орудия, гранатометы, ракетные установки — все, что может причинить танкам ущерб. Первые попытки создать подобную машину были еще в 80-е, — не получилось. К идее вернулись в конце 90-х. И только в 2017 году «Терминаторов» приняли на вооружение, обкатав в Сирии.

Настоящим боевым роботам — комплексам «Уран» — своим ходом по Красной площади пройти не дали. Новейшие беспилотники «Катран» и «Корсар» тоже провезли на тягачах. Замкнули шествие пусковые установки стратегических ракетных комплексов «Ярс» и бронетранспортеры «Бумеранг».

уу.jpg

Фотография:
Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Весь этот полубатальный телевизионный эпос в небе дополнили бомбардировщики Ту-22 М3 и стратегические ракетоносцы Ту-160 — привет из 70-х. Ту-95 вообще уходят корнями в 50-е годы, но начинка, — не раз уверяли в Минобороны — современнее некуда. С задачами в Сирии справляются, да и выглядят над Красной площадью эффектно. А вот пара Су-57 — истребителей пятого поколения — уже тянет на громкую премьеру.

Двигателями шелестят почти не слышно. На десерт — еще один небесный дебют: истребители МиГ-31 пронесли новейшие ракеты «Кинжал». «Они в десять раз быстрее скорости звука», — говорил Владимир Путин.

По окончании парада случился неприятный инцидент: кто-то из президентской свиты довольно грубо оттолкнул ветерана — Путин тут же подошел к нему и пожал руку. Все это — на глазах у премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и президента Сербии Александра Вучича. Втроем они проследовали к Могиле Неизвестного Солдата и возложили венки.

У Большого театра — свой маленький интернационал: тут и москвичи, и американские реконструкторы, облаченные в красноармейские гимнастерки, дарят ветеранам цветы. Преподавателя английского языка Гленна Копенхейвера — он уже пять лет живет в России — ядерная и неядерная мощь, показанная на Параде Победы, не пугает, а вдохновляет.

Гленн Копенхейвер, реконструктор из США: «Я люблю смотреть на людей в День Победы, смотреть парад, танки. Сегодня мы видели, как пролетали самолеты. Это было восхитительно! Это было так громко! Я люблю историю. И мне нравится то, как ее ценят здесь. В Америке все по-другому».

«В конце концов, оружие — пока оно никого не убивает —это красиво», — говорит Гленн, внук американского моряка, воевавшего сяпонцами. Да и шоу, по мнению Гленна, получилось что надо.