«В некотором царстве, в некотором государстве объявилась сила темная неведомая и совсем народ одолела». С этих слов начинается арт-проект художницы Марии Федоровой «Хронотоп пандемии или Сказка о Жар-птице».
На первый взгляд, герои истории — типичные сказочные персонажи: Иван Царевич, Марья Искусница, волк-помощник. На самом же деле, за каждым персонажем прячутся вполне настоящие люди — современные россияне, что своими силами борются со злом (эпидемией). Будет ли у сказки хэппи-энд — вопрос открытый.
Идея написать сказку пришла к Федоровой не на пустом месте: проект создается в рамках программы Together Alone («Вместе наедине») по заказу Объединения Финских институтов Культуры. Инициатором стала финская художница Микки Нордман, которая обратилась к своим коллегам с вопросом: «А как проходит изоляция в вашей стране?».
«Я сначала немножко растерялась. Мне казалось, что, в принципе, у всех стран похожий опыт, а в политические дела лезть не хотелось. А потом я стала вспоминать, что сказки у всех народов мира тоже похожи — символами, сюжетами, — но все же чуть-чуть отличаются», — говорит Федорова в беседе RTVI.
Через сказку в древние времена люди пытались познать само мироустройство, его функционал. Тогда весь мир для человека был одним большим вопросом, а мифы и сказания помогали найти ответ. «И вот я подумала: пандемия же тоже привносит в нашу жизнь много неопределенности. Непонятно, когда это все закончится, нет никаких прогнозов. Из-за этого вновь появляется потребностью описать этот новый мир», — рассказывает она.
Вот только во вселенной Федоровой, в отличие от реального мира, от всех бед есть одна панацея — перо Жар-птицы. Найти бы его, и отступит «тьма проклятая»! При этом каждый читатель волен сам решать, о чем идет речь — о вакцине, природной магии или о чем другом.
В одиночку народное творчество не создать, и Федорова это понимает. Вместе с ней сказку пишут десятки человек. В своих письмах художнице они рассказывают, как эпидемия изменила их жизни. Поделиться опытом может любой желающий, главное, чтобы местом действия оставалась Россия: в этом все-таки весь смысл проекта.
«Интересно, что присылают довольно много похожих сюжетов. Люди не всегда описывают ситуации, чаще эмоции. Например, грусть от того, что нельзя обнять родителей, друзей. Так что некоторые письма с похожими тематиками я комбинирую в один сюжет. Получается действительно народное творчество», — говорит Федорова.
Переводить русский на древнерусский (пусть и псевдо) тоже задача автора. «Запрыгнул Иван Царевич на коня, да и поскакал по пустому городу к знахарю. Странно было места знакомые видеть безлюдными и тихими»… В действительности, конечно, никто никуда на коне не скакал, зато атмосфера — как в самой настоящей сказке.
«Я долго раздумывала над манерой повествования. Вышла она немножко фольклорной, архаической. Я пробовала и другие тональности, но эта лучше всего создает ощущение сказки. Той, к которой мы привыкли. Сказка ведь ассоциируется с чем-то несовременным», — размышляет автор.
И все же Федорова — в первую очередь художница. Каждую главу она иллюстрирует анимированными коллажами, где сказочные мотивы неожиданно переплетаются с современностью. Серый волк становится волком-киборгом, ворон-гонец обзаводятся экшн-камерой, а Иван Царевич вооружается мечом, да не простым, а световым.
«Наш мир стал очень технологичным. Во время пандемии мы особенно сильно зависим от технологий: они дают нам возможность оставаться на связи. Хотелось соединить древние архаичные образы народных сказок с чем-то подобным, создать новые интерпретации», — объясняет Федорова
Сама художница называет свой проект экспериментом. Чтобы довести его до конца у нее есть еще полтора месяца: 1 сентября должна выйти последняя глава.
«Каждое воскресенье я сажусь писать и буквально не знаю конца истории. Непонятно, во что это выльется. Как художник, я создала некий сценарий, по которому все должно развиваться, но детали даже я не могу знать заранее. Поиск Жар-птицы — некая канва, в которую, по идее, все должно влезать. Но удастся ли героям ее найти — непонятно», — говорит Федорова.