19 марта журналистка Мария Карпенко рассказала у себя в фейсбуке, что ее уволили из газеты «Коммерсантъ». Карпенко уверена, что причина — «давление сверху», из-за мнений которые она высказывает в своем телеграм-канале о питерской политике «Ротонда». Теперь уже бывшее начальство журналистки говорит, что уволили за «активизм, несовместимый с журналистским статусом».

Карпенко ведет «Ротонду» вместе со своей коллегой, журналисткой из «Фонтанки» Ксенией Клочковой, уже несколько лет. Сейчас у канала больше 9,5 тысячи подписчиков. Карпенко и Клочкова писали о питерской политике, в основном посты в телеграме основывались на статьях журналисток для основного места работы. Большинство последних публикаций в канале посвящены врио питерского губернатора Александра Беглова.

Как пишет Карпенко, уволили ее без какого-либо предупреждения. Якобы руководитель ИД «Коммерсантъ» Владимир Желонкин просто сообщил ей, что совмещение работы в газете и ведение телеграм-канала «противоречит редакционной политике издания» и произнес слова об «активизме, несовместимом с журналистским статусом».

photo-2.jpg

Фотография:
Игорь Черников / Коммерсантъ

По словам Карпенко, единственной формой активизма в «Ротонде» можно считать критику Беглова и «настойчивые попытки добиться того, чтобы работа городского правительства была одинаково открытой для всех журналистов». В интервью Би-би-си Карпенко сказала, что ее публикации о Беглове «вызывали раздражение и в городских органах власти, и в федеральных». При этом, уточняет Карпенко, никаких претензий непосредственно к ее работе ни у Желонкина, ни у редактора питерского бюро «Коммерсанта» Андрея Ершова до этого не было.

В интервью RTVI журналистка рассказала, что не было у «Коммерсанта» и соответствующего регламента, который оговаривал бы условия ведения телеграм-каналов. По ее информации, о появлении такого документа в «Коммерсанте» задумались только теперь.

Карпенко уверена, что решение о ее увольнении принимало не начальство ИД. «Каждый из них [редакторов], я полагаю, столкнулся с давлением сверху», — говорит она. «Кто именно настоял настоял на том, чтобы я больше не освещала в „Коммерсанте“ предвыборную кампанию Александра Беглова, я не знаю», — написала журналистка в фейсбуке. Выборы губернатора Петербурга пройдут в Единый день голосования 8 сентября.

Желонкин в разговоре с Би-би-си отверг предположения, что об увольнении Карпенко его «попросили». По его словам, Карпенко предложили выбрать, где она хочет работать. Журналистка это отрицает. «Никаких других вариантов, кроме расторжения трудового договора, он мне не предлагал», — говорит она.

В интервью «Эху Москвы» начальник ИД сказал, что причиной увольнения Карпенко стал «конфликт интересов», который заключается в «работе в двух медиа». При этом на вопрос о том, не противоречит ли редакционной политике ИД работа журналиста Андрея Колесникова и в «Коммерсанте», и в журнале «Русский пионер», Желонкин ответил, что это — «очень разные жанры, не однотипные СМИ». Он добавил, что журналист издательства могут вести личные телеграм-каналы, но не конкурирующие с основным местом работы.

photo-2.jpg

Генеральный директор АО «Коммерсантъ» Владимир Желонкин Фотография:
Ирина Бужор / Коммерсантъ

На увольнение Карпенко отреагировали многие журналисты, в том числе из Питера. Так, Валерий Нечай с радиостанции «Эхо Москвы» у себя в телеграм-канале написал, что за освещением кампании Беглова «очень внимательно следят» в администрации президента. Нечай утверждает, что из АП звонили его начальству по поводу его канала «и задавали вопросы про то, кто же пишет херню про Беглова в телегу».

Желонкин до начала работы в «Коммерсанте» в 2013 году был заместителем полпреда президента в Центральном федеральном округе. Он утверждает, что с Бегловым был знаком «формально» и последний раз видел его несколько лет назад.