В Индонезии из-за землетрясения и цунами погибло больше тысячи человек. Почти 17 тысяч жителей покинули дома, а нескольким миллионам понадобится гуманитарная помощь. Для проведения спасательных операций в стране не хватает горючего, электричества и пищи. О том, как спасают выживших и что сейчас происходит в стране, 14 лет назад уже пережившей подобную трагедию, — в материале Андрея Ежова.

Города на севере индонезийского острова Сулавеси в последние три дня похожи на зону боевых действий: большая часть домов разрушена почти полностью. Эпицентр землетрясения, которое случилось в минувшую пятницу, находился неподалеку от прибрежного города Палу, но мощные подземные толчки (магнитуда составила 7,4) ощутили жители множества окрестных городов — Дунгалу, Посо и других. Сейсмическая активность достигла и противоположной, южной части острова, до которой почти 600 километров.

Следом за землетрясением индонезийскую провинцию накрыло цунами и селевые потоки. Тысячи людей до сих пор не могут найти пропавших без вести родственников.

ын.jpg

Фотография:

STR / EPA / TASS

Местное МЧС регулярно обновляет сводки, но данные о погибших и пострадавших быстро теряют актуальность — число жертв стихии неумолимо растет. Сейчас говорят о, по меньшей мере, 1200 погибших. При этом газета Jakarta Post, ссылаясь на данные очевидцев, сообщила уже о двух тысячах жертв.

У многих появилось немало вопросов к властям Индонезии: эвакуацию не удалось начать вовремя, потому что предупреждение о надвигающемся цунами сначала выпустили, а затем отозвали — угроза, по словам властей, тогда не подтвердилась.

Чиновники позже сказали, что система раннего обнаружения цунами в полном объеме не работает уже шесть лет, а всему виной недостаток финансирования. Поиски выживших и погибших осложняет то, что полностью разрушена и транспортная инфраструктура: спасатели попросту не могут ни добраться до острова, ни вывезти пострадавших.

Джоко Видодо, президент Индонезии: «Аэропорт в его нынешнем состоянии пока не готов принимать самолеты. Я думаю, что для восстановления взлетно-посадочной полосы нам понадобится не меньше недели. Нужно немного потерпеть, здесь масса проблем. Эта трагедия принесла нашей стране массу вызовов».

Едва ли не национальным героем Индонезии стал 21-летний авиадиспетчер Антониус Гунаван Агунг, который уже во время землетрясения руководил взлетом пассажирского лайнера и до последнего находился в диспетчерской вышке. Когда она начала рушиться, Агунг был вынужден выпрыгнуть с высоты четвертого этажа, от полученных травм он вскоре умер в больнице.

На острове Сулавеси разрушены не только аэропорты и дороги, но и очистные сооружения, электростанции и все необходимое для нормальной жизни. Огромное число жертв стихии и жаркая погода не оставляют спасателям выбора — тела погибших приходится хоронить в братских могилах. В зоне гуманитарной катастрофы остаются по меньшей мере 17 тысяч человек.

Соболезнования жителям Индонезии уже выразили лидеры многих стран, включая Китай и США. В заявлении Госдепартамента подчеркивается, что «Соединенные Штаты и Индонезия — стратегические партнеры» и что Вашингтон готов оказать Джакарте «помощь в усилиях по восстановлению». А оно, судя по всему, займет немало времени.