Никто точно не знает, когда власти разных стран приоткроют границы для туристов. Первыми для россиян, вероятно, станут доступны Турция, Черногория и Египет. Страны Евросоюза в лучшем случае начнут принимать гостей в конце года. Впрочем, за месяцы на карантине индустрия путешествий, возможно, изменится до неузнаваемости. О том, кто и как проведет эти каникулы и что будет с туризмом после карантина, — в материале Константина Гольденцвайга.
В Берлине почти лето, отличная погода, и жутко представить себе, что вот так, не покидая насиженных мест, в масках, все и проведут ближайшие месяцы. Впрочем, это еще как посмотреть. Европейским туристам в 2020 году предлагают виртуальные путешествия. Можно отправиться, например, в Юго-Восточную Азию: посмотрите наверх — там горы и монастырь, посмотрите налево и вниз — там океан. Красота!
Конечно, все это нельзя ни почувствовать, ни понюхать, ни потрогать руками. Но хоть что-то! А с другой стороны, разве есть какая-то альтернатива? В текущей реальности туризм скукожился до пары улиц вокруг дома, но в виртуальной — компания Мартина Хеллера как никогда растет вширь. Их фирма оцифровала уже не один курорт и музей.
Мартин Хеллер, глава компании Into VR & Video: «В прежние времена наш продукт был призван не заменить путешествия, а вызвать к ним любопытство. Теперь, когда посреди коронавируса больше некуда ездить, в очках с виртуальной реальностью мы предлагаем вам вырваться ненадолго из окружающих будней и погрузиться в мир вашей мечты, телепортироваться в любую страну. И это тоже путешествие. Ну, минут на десять-пятнадцать».
Например, на Канары. Это уже вполне осязаемые жители острова Грасьоса. На шестьсот человек нет ни одного зараженного вирусом. Но райской красоты в наступившем сезоне иностранным туристам все равно увидеть не дадут. А значит местным не увидеть денег.
Продавец в сувенирной лавке: «Мы хотим вернуться к нормальной работе. Будь то аренда жилья, велопрокат, рестораны. Мы зависим от приезжих!»
Продавщица в сувенирной лавке: «Мне бы хотелось, чтобы они вернулись. Чтобы был туризм. Все просто: не будет туризма — не будет работы».
Закрывали мир друг от друга всем скопом. Открывать начнут там, где такие крики отчаяния, обращенные к местным властям, зазвучат громче всего. Пляжи Турции, Черногории, которые живут туризмом, уже к августу могут принять первых отпускников из-за границы. В Евросоюзе купаться зарубежным гостям для начала позволит, вероятно, Хорватия.
Андрей Пленкович, премьер-министр Хорватии: «Наша первоочередная цель — открытие внутриевропейских границ. Но ситуация с вирусом повсюду разная, и мы будем это отчитывать в разговоре с каждым из наших партнеров».
То есть вместо былого Шенгена заключать вначале будут двусторонние соглашения с каждой страной по отдельности. И ведь мало, чтобы до пляжа дали долететь. Хорошо, чтобы выпустили из страны. Ни из России, ни из Германии, например, выпускать пока что не собираются. Немецкий МИД на днях продлил предостережение от любых поездок за рубеж до середины июня.
Хайко Маас, министр иностранных дел Германии: «Конечно, всем нам хочется надеяться, что после 14 июня мы наконец сможем снять этот режим. Но сейчас невозможно предсказать это наверняка».
Законопослушные немцы не жалуются. По опросам, половина граждан против открытия этим летом даже внутриевропейских границ. Что это не только в Европе может совсем уничтожить всю туристическую индустрию, пока осознают лишь ее представители. У ведомства канцлера и в закрытых аэропортах — акции протеста с пустыми чемоданами и кошельками.
Томас Шефер, Немецкий союз туриндустрии: «Для многих развивающихся стран туризм — ключевая статья доходов. Возьмем, например, Тунис. Там схлопнулась вся туристическая отрасль. 400 тысяч человек сидит без работы, и непонятно, как долго будут сидеть. А ведь туриндустрия в таких регионах — это и фактор поддержания мира. Тем, у кого за счет туризма была работа, незачем было обращаться к насилию или терроризму. И какие у этих людей перспективы теперь?»
Но что об Африке, если в самой Европе аварийная посадка у гигантов авиаиндустрии? Компанию Air France-KLM Голландия и Франция подпитывают миллиардными вливаниями из бюджета. Немецкая Lufthansa, теряя один миллион евро в час, переходу под государственный контроль собирается предпочесть процедуру банкротства.
Фолькер Томалла, главный редактор журнала Aerobuzz: «В ближайшие два-три года авиапутешествия снова станут роскошью. Цены на билеты неизбежно будут расти. Авиакомпаниям придется еще быстрей укрупняться, чтобы выжить. Лишь затем, года через три, цены опять начнут снижаться. Но станут ли когда-нибудь билеты такими же дешевыми, какими они были до этого кризиса? Я сомневаюсь».
В надежде выжить иные перевозчики предлагают в будущем рассаживать туристов в салоне в шахматном порядке, либо с пустым средним рядом. Авиаэксперт Фолькер Томалла считает это утопией и одновременно призывает забыть о временах дешевых билетов. Теперь все по-другому.
Фолькер Томалла, главный редактор журнала Aerobuzz: «После терактов 11 сентября я часто летал в США. Я помню, как всякий раз к пассажирам обращался капитан корабля, призывая людей знакомиться с соседями по ряду, чтобы преодолеть недоверие. Думаю, нечто подобное нас ждет и после коронавируса, когда летать всем нам разрешат только в масках, с закрытыми лицами. Да и сами полеты нам вновь, как когда-то, станут казаться большим событием».
Бурхардт Кикер, глава туристической организации Visit Berlin: «Полагаю, туризм станет качественнее, потому что он будет дороже. Авиакомпании и даже лоукостеры уже не смогут заманивать пассажиров билетами по десять евро. Так что многим небогатым людям придется как следует задуматься: не съездить ли в отпуск один раз в году, но по-настоящему, а не три раза и по чуть-чуть? Думаю, всем нам потребуется год или максимум два года для того, чтобы прийти к нормальному положению вещей. Однако так, как было раньше, оно уже не будет».
Один лишь Берлин, цитадель европейского туризма, по словам Бурхардта Кикера, теряет сейчас 900 миллионов евро в месяц. Это сопоставимо со всей выручкой, которую дает город. В пустом туристическом офисе надеются только в июне принять в столице первых гостей, причем самих же немцев. Так каждой из стран, от Италии до России, уповать пока что остается только на внутренний туризм. Но и тут сплошные меры предосторожности.
Бурхардт Кикер, глава туристической организации Visit Berlin: «Мы работаем сейчас вместе с объединениями рестораторов и отельеров, с музеями над созданием новых сводных правил на эти новые времена. Что будет разрешено? Могут ли музеи, например, избежать столпотворения, продавая входные билеты на конкретное время?»
Смогут ли кафе запускать людей малыми партиями? Заменят ли шведский стол в курортных отелях йогуртом с бутербродом и доставкой в номер? И захотят ли сами туристы отдыхать на таких условиях?
Девять из десяти номеров в отеле еще вчера успешного предпринимателя, владельца нескольких гостиниц в Германии Алексея Леунова пустуют. Сам он признается, что теперь этот его бизнес в шаге от разорения. Половину постояльцев тут составляли иностранцы. Денег хватит на месяц, а дальше — коронавирусное удушье.
Алексей Леунов, предприниматель: «Все понимают ситуацию у партнеров, но банкротство как таковое на сегодняшний день мне кажется для 90% моих коллег неизбежно в будущем. В случае, если это сейчас затянется или если государственные и банковские учреждения будут поддерживать ту же политику, которую они ведут сейчас».
Не в России единой: обещанной поддержкой от германского государства Алексей недоволен, ведь даже если под госгарантии, то зачем брать кредиты, раз неясно, как их возвращать и когда появятся туристы. В ближайшие дни берлинские отельеры обратятся с открытым письмом к властям. На кону, объясняют они, будущее не только гостиниц, но и самих туристов. Где им потом жить, если из видов путешествий останутся только походы с палаткой до соседнего леса? Для миллионов отпускников по всему миру это уже вовсе не виртуальные реалии.