В Нью-Йорке провели парад в честь победительниц Чемпионата мира по женскому футболу. Девушки из сборной проигнорировали приглашение Дональда Трампа и не пошли на прием в Белый дом. Лидер команды Меган Рапино тем временем становится активисткой правозащитного движения и выступает против 45-го президента США. Какие лозунги продвигают футболистки, разбирался корреспондент RTVI Гарри Княгницкий.
Клифф Бёргоуз пришел на парад победительниц поохотиться за автографами.
Клифф Бёргоуз, болельщик: «Тут у меня автограф Джессики МакДоналд. Главный тренер тоже подписала. Еще пара игроков. Попытаюсь добыть автографы остальных, пока они здесь».
Клифф уже шесть лет болеет исключительно за женскую сборную, которая, в отличие от мужчин, выигрывает и подает пример будущим футболисткам.
Лана Джинджолия: «Мы очень гордимся. Это особенная победа, когда ее одерживает женская сборная».
Дочь Ланы Джинджолии София, как ни странно, занимается футболом вместе с мальчиками.
Алишер Шайсламов, главный тренер VIP Soccer Academy: «Развитие у девочек идет быстрее. Я имею в виду, в плане мышления. А в физическом плане — все одинаково».
Разделять их начнут потом, когда подрастут. Президент VIP Soccer Academy— Виктор Поповский. Девочек он начал тренировать 19 лет назад, можно сказать, стоял у истоков детского футбола в Америке.
Виктор Поповский, президент VIP Soccer Academy: «Когда мяч отбирают в грубом подкате, девушки не падают, не кричат, не катаются по земле целую минуту, выпрашивая штрафной. Они сразу встают и снова бросаются в борьбу за мяч».
Кумир игроков этой академии, да и не только этой, — капитан сборной Алекс Морган. Ее громко приветствовали на чествовании сборной США в Нью-Йорке, но Меган Рапино встречали еще громче. Именно Меган, а не Алекс Морган, стала лицом этой сборной. О Меган Рапино говорит весь мир, и не только из-за ее игры. А она забила в ворота соперниц столько же, сколько всеми любимая Алекс.
Меган Рапино — неформальный лидер, вожак команды, а еще открытая лесбиянка. Она постоянно критикует Дональда Трампа за то, что он, по словам Рапино, не любит геев и афроамериканцев, а еще не уважает женщин.
Георгий Черданцев, футбольный комментатор: «Америка в этом смысле — страна в какой-то степени, я бы даже сказал, уникальная. Я думаю, мало где в Европе можно представить такую перепалку между футболистом и, например, премьер-министром».
Капитан англичан Гарри Кейн уж точно не назовет Вестминстерский дворец словом на букву F. Меган Рапино именно так и назвала Белый дом.
Меган Рапино, футболистка сборной США: «Я не собираюсь ни в какой чертов Белый дом. Я не пойду в Белый дом. Да нас и не пригласят».
Меган сказала это перед четвертьфинальным матчем с хозяйками чемпионата — сборной Франции. Дональд Трамп молчать не стал.
Дональд Трамп, президент США: «Я большой фанат сборной США и женского футбола, но Меган должна сначала выиграть, а потом уже разговаривать. Выполни работу до конца!»
Меган Рапино работу выполнила. Двумя голами в ворота француженок она вывела свою команду в полуфинал. Потом была тяжелая победа над англичанками и триумф в финале против Нидерландов. Автором одного из двух победных голов стала все та же Рапино. Сценарий — чистый Голливуд. Но в Вашингтон сборная, конечно, не поехала. А четвертый титул американок стал событием не только футбольным, но и политическим.
Так же тепло Нью-Йорк встречал американскую женскую футбольную сборную и четыре года назад, после победы на предыдущем Чемпионате мира. Этот город, мэр которого во время президентской кампании говорил о необходимости борьбы за права женщин, куда милее сердцам футболисток, чем холодный Вашингтон с Дональдом Трампом, которого спортсменки недолюбливают.
Словно в пику президенту, которого постоянно упрекают в том, что он разобщил Америку, на автобусе написано: «Одна нация, одна команда». На английском и испанском языках. Но американская сборная стала автором куда более глобального призыва, который болельщики скандировали с трибун. Equal pay — равная оплата мужчинам и женщинам. Именно это требование содержится в иске, который сборная США подала к Национальной федерации футбола в 2018 году. Дело все еще на рассмотрении. Теперь этот лозунг на одной сцене с чемпионками мира скандирует кандидат в президенты США Билл де Блазио. Мэр Нью-Йорка не просто позирует перед целевой аудиторией: он раздает вполне конкретные предвыборные обещания.
Билл де Блазио, мэр Нью-Йорка: «В случае избрания президентом я издам указ, который будет требовать равной оплаты. И если федерация футбола не выполнит этот указ, нужно поднять им налоги».
Не отстает и губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо. Он говорит, что если футбольная лига США и ФИФА не будут платить женщинам наравне с мужчинами, то не видать им бизнеса в штате. Он эффектно подписал билль перед телекамерами.
Эндрю Куомо, губернатор штата Нью-Йорк: «Теперь это закон штата Нью-Йорк. Одна и та же оплата за одну и ту же работу».
Строго говоря, американки даже переработали. По количеству чемпионских титулов они побеждают мужчин со счетом 4:0. Ими восхищаются по обе стороны.
Александр Шпрыгин, президент Всероссийского объединения болельщиков: «Я думаю, что для популяризации футбола в целом это плюс. Тем более, что Америка — страна-хозяйка Чемпионата мира 26-го года. У американцев почему-то женщины выступают в спорте за сборные, и так в любых видах спорта, они какие-то более самоотверженные, чем мужские сборные. Не знаю, почему».
А женщины не знают, почему они получают меньше. Та же ФИФА — не бедная организация. Бюджет — больше $6 млрд за счет взносов национальных федераций и спонсоров. Но спонсорам подавай рейтинговые турниры, которые будут смотреть.
Георгий Черданцев, футбольный комментатор: «Спонсор как никто другой чувствует, насколько его вложенные деньги на спонсорство того или иного вида спорта приносят отдачу. Я не думаю, что здесь есть какое-то ущемление чьих-то прав. Я думаю, что это объективная оценка того, сколько данный спорт приносит денег и насколько он интересен спонсорам».
Мужской чемпионат мира 2018 года посмотрели 3,5 млрд человек — половина населения планеты. Женскому футболу о таких показателях только мечтать. А на уровне национальных чемпионатов дела обстоят еще хуже. Тут не надо искать политики или гендерного неравенства, уверен президент Всероссийского объединения болельщиков.
Александр Шпрыгин, президент Всероссийского объединения болельщиков: «Просто он менее популярен сам по себе. Есть популярные соревнования, за которыми следят, а есть менее популярные. Вот и все».
От этого еще понятнее становится благородный порыв Меган Рапино. Ей-то уже скоро завершать карьеру, уступая место молодым. Возможно, тем же Софии, Саманте и Марии, которые тренируются в футбольной академии. Именно сейчас, когда на Меган устремлены камеры всех мировых телекомпаний, ее услышат. Потом внимание сойдет на нет. Шоу-то закончилось.
Сью Андерсон, болельщица: «Они используют свое положение правильно. Они ведь борются за будущее всех девочек и женщин».
И лишнее подтверждение правоты Меган — активность американских политиков вокруг сборной. У них-то есть чутье на медийность. Тот же Дональд Трамп с его любовью к парадам дорого бы заплатил за то, чтобы постоять на одной сцене с авторами национального триумфа. Он и в Белый дом футболисток позвал в том же самом твите, в котором ставил на место Меган Рапино.
Что уж говорить о Билле де Блазио, которому, кажется, впервые за время кампании удалось заявить о себе как о всеамериканском кандидате. Мэру ничего даже придумывать не пришлось, только парад в либеральном Нью-Йорке. Возможно, эфиры на всех телеканалах страны подтолкнут его рейтинг, который пока не дотягивает до половины процента.
Конечно, сборной США можно сказать «спасибо» за футбол. Еще лет 30 назад для Америки это был совершенно чужой и непонятный спорт, а теперь он привлекает внимание. Впрочем, стоит ли отрицать, что такого шума не было бы без политики. А без президента Дональда Трампа мир вряд ли бы узнал о футболистке по имени Мэган Рапино.