Служба безопасности Украины поймала на взятке советника руководства МВД. Националисты устроили потасовку на митинге Порошенко. Поджигателем магазина Roshen на Крещатике оказался участник экстремистской организации. Через две недели — президентские выборы, и чем ближе день голосования, тем чаще политическое противостояние кандидатов выливается в физические столкновения. Какую роль в этом сыграли украинские силовые ведомства, разбирался корреспондент RTVI в Киеве Антон Полищук.

Украинские ультраправые вопреки своим же традициям ломают всего лишь стереотипы. В этот раз радикалы из Национального корпуса выбрали в качестве оружия плюшевую игрушку: Администрацию президента забрасывают тысячами свинок. Организаторы акции объясняют, что в этом есть нехитрый символизм — Петра Порошенко считают свиньей и мародером, который разворовывает Украину.

Впрочем, безобидные игрушки — это все же исключение. Главу государства и его сторонников атакуют по всей стране. Петарды и взрывпакеты летят в дом Арсена Авакова. Министра внутренних дел националисты из организации С14 обвиняют как минимум в попытках спустить на тормозах дело об убийстве известной херсонской правозащитницы Катерины Гандзюк.

митинш.jpg

Задержание активистов C14 в Киеве Фотография:
Стас Козлюк / Facebook

Предстоящие выборы президента Украины уникальны: мало того, что больше всего шансов на победу у актера и комика Владимира Зеленского, так и силовые ведомства страны разделились пополам — на тех, кто откровенно поддерживает Юлию Тимошенко, и тех, кто не скрывает своей симпатии в адрес Петра Порошенко.

За Тимошенко — МВД. За Порошенко — Служба безопасности и генпрокуратура. У каждого из этих трех ведомств есть многочисленные полувоенные подразделения и организации, которые и оказались на острие политической войны.

порош лукаш.jpg

Фотография:
Зураб Джавахадзе / ТАСС

Руслан Бортник, политический обозреватель: «Национальные дружины связывают с Аваковым, С14 связывают с Порошенко. Это столкновение неформальных силовых структур может быть не только дискредитирующим фактором для выборов, оно может сломать электоральный процесс во многих случаях».

Дмитрий Корнейчук, политический обозреватель: «Служба безопасности Украины в лице подконтрольной С14 начала проводить акции возле дома Авакова. Понятно, с какой целью они проводились — с целью давления на него. Понятно, что Аваков показал с помощью подконтрольного Нацкорпуса, что называется „он сам артист‟».

Полувоенные организации в Украине стали появляться после Евромайдана и с началом боевых действий в Донбассе. До недавнего времени многие политики и обозреватели воспринимали их как естественное и неизбежное порождение военного времени. Но теперь, когда на кону власть и большие деньги, речь все меньше идет о патриотизме и противостоянии с внешним врагом и все больше — о вполне прагматичной попытке поймать руль для управления Украиной.

Николай Поровский, полковник Вооруженных сил Украины: «Это антигосударственная, антиукраинская деятельность, когда военизированные формирования под партийными лозунгами приступают к обструкции президента, действуют против общества, блокируют администрацию или пытаются сорвать публичные выступления президента».

Но президента не надо жалеть, убежден руководитель избирательной инициативы «Честное слово» Владимир Омельчук. Он показывает десятки внутренних документов МВД и СБУ: конфликт силовиков — настоящая угроза для общества.

Владимир Омельчук, руководитель избирательной инициативы «Честное слово»: «Полиция четко преследует одну политическую силу и лиц, связанных с действующим президентом Украины. Мы видим синхронный ответ: СБУ задержала представителей Юлии Владимировны».

«Правый сектор» — запрещенная в России организация. Та самая, что в Москве считается экстремистской. Впрочем, пресс-секретарь движения Артем Скоропадский уверяет, что в преследовании оппонентов «Правый сектор» не участвует, никого из основных кандидатов не поддерживает, а Арсена Авакова и Петра Порошенко мечтал бы видеть на скамье подсудимых.

Артем Скоропадский, пресс-секретарь партии «Правый сектор»: «Мы с первого дня Майдана говорили о том, что Порошенко — это враг украинской нации, то есть мы не можем на него работать. Мы поддерживаем единого кандидата от националистов — Кошулинского».

Руслан Кошулинский — хорошо известный в Украине политик, успевший поработать и вице-спикером Рады и повоевать в Донбассе, один из лидеров праворадикальной партии «Свобода». Шансов на победу у него просто нет. По Украине ходят слухи, что сейчас «Свобода» действует в интересах Петра Порошенко.

Митингу в поддержку Юлии Тимошенко всячески пыталось помешать военизированное крыло «Свободы» — С14. Многие это расценили как выпад против МВД и его главы Авакова.

Евгений Дейдей, депутат Верховной Рады Украины: «Это очевидный ответ спецслужб на принципиальную позицию министра касательно проведения честных и прозрачных выборов. По моей информации, подобные провокации готовятся не только в отношении Авакова, но и в отношении его окружения».

Национальный корпус тут же ответил: во время поездки Петра Порошенко в Черкассы попытка схватиться врукопашную с государственной охраной и сотрудниками спецслужб закончилась десятками задержаний бойцов Нацкорпуса. Порошенко вынужденно прервал митинг.

Николай Поровский, полковник Вооруженных сил Украины: «Это одна из самых больших угроз, когда полувоенные организации пытаются с позиции силы диктовать свою волю власти и правоохранительным органам».

Лагерь бойцов Национального корпуса обосновался на территории машиностроительного завода АТЕК. Через дорогу от него — корпорация «Антонов», которая производит самолеты АН. На первый взгляд неприметная промзона, но вход на завод сурово по пропускам. За каждый следят десятки камер, а здания изрисованы экстремистской символикой.

По некоторым данным, Нацкорпус подготовил десятки тысяч бойцов, а сама организация превращается в так называемую «карманную армию» главного силовика страны — Арсена Авакова. Об этом явлении крайне мало информации. Последний материал, над которым работал перед убийством журналист Павел Шеремет, рассказывал о специальном подразделении «Азов», из которого и вышли Нацкорпус и национальные дружины.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Но министр внутренних дел успокаивает общественность, что он крови не допустит. Вместе с тем, МВД обвиняет команду Порошенко в махинациях и готовности подтасовать результаты выборов.

В то же время СБУ ловит представителей штаба Юлии Тимошенко с чемоданами денег и открывает уголовные дела. В ответ полиция объявляет охоту на крупную рыбу — правую руку Петра Порошенко, руководителя управления делами президента Сергея Березенко. Говорят, якобы он главный фальсификатор предстоящего голосования.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Руслан Бортник, политический обозреватель: «Это элемент борьбы за улицу. Та из групп, которая сможет доминировать на улице, получит право уличного насилия, потенциальное право уличного насилия. Она будет контролировать митинги, демонстрации, все протесты и получит намного выигрышную ситуацию с точки зрения выборов».

Последняя перед выборами битва за улицу начнется в 23 марта. От памятника основателям Киева на Майдане Незалежности Национальный корпус двинется к Администрации президента. Организаторы утверждают, что акция будет мирной и без партийной символики. Однако охрану правительственного квартала усилили уже накануне. Второй поток бойцов Нацкорпуса будет двигаться от своего традиционного места сбора у Верховной Рады.

За подготовкой к акции с тревогой следят в посольстве США и представительстве Евросоюза. Запад традиционно призывает все стороны к сдержанности и просит избегать провокаций. Но в предвыборный период именно могут определить исход политической игры. Так что советы западных партнеров интересуют основных игроков в последнюю очередь. Они готовятся к любому развитию событий, правда, ни один из силовых сценариев не приближает Украину к заветным НАТО и ЕС.