Главное международное событие недели, а возможно и года: внезапное и стремительное примирение двух Корей. А ведь еще полгода назад казалось: на корейском полуострове зреет война, и хорошо если не ядерная. Но вот лидеры Севера и Юга жмут друг другу руки и даже обсуждают немыслимое — объединение.

И все это несомненный успех Дональда Трампа. Это он, на публике называя Ким Чен Ына то больным щенком, то толстым коротышкой, в то же время вел через своих представителей закулисные переговоры с Пхеньяном и Сеулом. А потом, даже не предупредив Госдеп, заявил, что готов встретиться с лидером чучхе.

В 70-х что-то подобное удалось сделать Ричарду Никсону — тогда он внезапно и вопреки общественному мнению разморозил отношения с коммунистическим Китаем. В итоге 40 лет спустя Китай — крупнейший торговый партнер и конкурент Америки. Что будет в случае с Северной Кореей? И главное: не хитрит ли Ким Чен Ын, играя с Трампом и западными демократиями? О внезапной корейской весне — Гарри Княгницкий.

Младшая сестра Ким Чен Ына Ким Ё Чжон тревожно вглядывается вдаль, не показался ли кортеж старшего брата, из которого она кует образ Брата Большого. Чжон возглавляет отдел пропаганды и агитации ЦК Трудовой партии КНДР, она один из главных переговорщиков с Южной Кореей.

В Сеуле внушительный кортеж Мун Чжэ Ина отправляется на север от президентского дворца, его провожают горожане. Корейцы — сентиментальный народ. В особенности, когда речь заходит о воссоединении семьи.

Сон Ин Ми, житель Южной Кореи: «Я не могу поверить, что это не сон. Я был так взволнован! Еще с прошлой недели! Я был невероятно тронут, и надеюсь, что эти встречи продолжатся».

Граница между Кореями проходит Пханмунджоме. Если сказать вернее, даже не границы, а демаркационная линия. Ведь страны до сих пор не вышли из состояния войны, которая закончилась в 53 году. Собственно, они странами-то друг друга не признают, а значит не может быть никакой границы. Если на юге саммит кого-то растрогал до слез, то на севере реагируют более сдержанно и идеологически грамотно.

Чин Кум Ил, житель КНДР: «Я прочитал сегодня в «Рабочей газете», что наш Глубокоуважаемый Верховный Лидер Ким Чен Ын отправился на саммит Севера и Юга на южную сторону. Это первая встреча более, чем за 10 лет. И я надеюсь, она будет успешной».

Отправился на южную сторону, а не в Южную Корею — это показательно. Потому что понятия Южная Корея в КНДР не существует. Два государства находятся, даже когда они улыбаются друг другу, в непримиримом противоречии. Ни одно из них не признает легитимность другого.

И вот у самой демаркационной линии показывается кортеж северокорейского лидера. Правда, машина в этом кортеже всего одна, а остальное сопровождение пешее. Люди в черном отлично выдерживают высокий темп, причем умудряются даже бежать — в ногу. Не видно, чтобы процессия хоть кого-то из них утомила.

Ким Чен Ын выходит из «Мерседеса». На нем не военный мундир, а черный костюм. Обычно если кто-то из Северной Кореи приближается линии соприкосновения, по нему вдогонку стреляют, но сегодняшний случай — особенный. Крепкое рукопожатие президента Мун Чжэ Ина — и нога вождя КНДР ступает на южную землю.

корея рукопожатие 32.jpg

Фотография:
Korea Summit Press / ТАСС

Небольшая заминка. Ким предлагает погостить на севере, Мун после недолгого колебания ступает в КНДР. Вся эта сцена длится где-то полминуты, и корейские лидеры удаляются сажать символическую сосну. Она, в принципе, уже посажена, нужно только накидать земли — подписано, кому в какую кучку втыкать лопату — и полить. Сестра Ким Ё Чжон подает брату Ыну перчатки.

Мун и Ким, глядя друг другу в глаза и улыбаясь, синхронно сдергивают ткань с памятного камня (27 апреля должно остаться в истории) и удаляются в так называемый «Дом Мира» — он прямо на демаркационной линии. Ким Чен Ын пишет в гостевой книге: «Сегодня начинается новый отрезок истории — начало эпохи мира».

Отдельный пункт программы — появление первых леди. Супруга северного вождя Ли Соль Чжу — мать троих детей, по данным южнокорейской разведки, и любительница дорогих нарядов — по наблюдениям фэшн-изданий, периодически поглядывает на мужа перед тем, как что-то сказать. Все-таки в их семье первая леди по статусу в династийной иерархии — сестра Чжон. За переговорами она предлагает ускорить объединение Корей, а их главы выступают с заявлениями.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Предыдущие встречи были в 2000 и 2007 годах. Ким Чен Ир, отец Ким Чен Ына, принимал южнокорейских президентов. Тогда вроде бы обо всем договорились, но потом Северная Корея после долгой серии испытаний отчиталась перед миром о наличии ядерных баллистических ракет. Дональд Трамп на это реагировал болезненно — были и американский флот у корейского берега, и ужесточение санкций. Сами по себе ограничительные меры для КНДР вещь привычная, по-другому никогда и не жили, но когда Китай перестал закупать уголь, с валютой начались перебои. В итоге лидер КНДР пообещал, что не будет больше никаких испытаний.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

В Южной Корее у многих это вызвало восторг. Обычно так пристально там вглядываются в телевизоры, только когда сообщают об очередных испытаниях на севере, но сейчас новости по-настоящему хорошие.

Син Юн Хун, житель южной Кореи: «Я был так глубоко тронут. Знаете, когда Ким Чен Ын и Мун Чже Ин пожали друг другу руки, у меня буквально потекли слезы. Этот саммит — отличная возможность для развития отношений».

Впрочем, так думает молодежь, а старики в оценках осторожнее — обещания свернуть ядерную программу они уже слышали.

Ли Сан Юн, житель Южной Кореи: «Глядя на встречу двух лидеров, возникает ощущение, что мы уже единый народ. Но я при этом опасаюсь, что Северная Корея может нас обмануть. Так что я надеюсь и на удачный исход, и обеспокоен при этом».

Есть те, кто открыто выступает против объединения и считают, что северный режим уже запятнал себя.

Ким Чул Хо, лидер протестующих: «Мир между убийцей Ким Чен Ыном и Мун Чже Ином со всеми его просеверо-корейскими силами отвратителен. Это приведет к тому, что убийца Ким Чен Ын с помощью США и Мун Чже Ина воцарится на полуострове и объединит две Кореи под знаменем коммунизма».

С политической и экономической точек зрения воссоединение — это, действительно, утопия. У Южной Кореи население в два раза больше и в 55 раз выше ВВП на человека. Это уже не объединение, а поглощение. И в результате северяне поймут: почти 70 лет им показывали по телевизору не ту Южную Корею, которую они потеряли в начале 50-х. Кстати, именно по этой причине лидеры КНДР не ездят на юг.

Георгий Кунадзе, посол России в Южной Корее (1993 — 1997): «Гипотетический визит северокорейского лидера в Сеул означает, что северокорейскому телевизору пришлось бы показывать реальный Сеул. Не те трущобы в черно-белом изображении, как показывают обычно, а современный город».

То есть регулярные встречи с глазу на глаз, о которых сегодня говорил Ким Чен Ын, проводить будет сложно. Многие страны сегодня, конечно, приветствовали саммит двух Корей. Но в оценках были сдержанны.

Борис Джонсон, министр иностранных дел Великобритании: «Я очень воодушевлен тем, что происходит. Я не думаю, что стоит строить чересчур радужные перспективы, учитывая историю северокорейских планов по разработке ядерного оружия. Но то, что два лидера встретились, это определенно хорошие новости».

Пожалуй, самый восторженный отзыв о встрече Муна и Кима оставил Дональд Трамп.

Дональд Трамп, президент США: «Корейская война заканчивается. Соединенные Штаты и их великий народ должны гордиться тем, что сейчас происходит в Корее! После сумасшедшего года запуска ракет и ядерных испытаний проходит встреча между Северной и Южной Кореями. Происходят хорошие вещи, но только время покажет!»

Ким Чен Ын никому не обещал полностью уничтожить ядерное оружие. Сложное слово денуклеаризация — слишком расплывчатое. И да, две Кореи пообещали сегодня подписать постоянный мирный договор. Но по факту объявили лишь о конце перемирия.