В день общероссийских выборов по всей стране прошли акции противников повышения пенсионного возраста. Митинги состоялись почти в 80 городах России, в большинстве проведение акций власти не согласовали. Кое-где полиция и силовые спецподразделения действовали крайне жестко — в автозаки тащили даже пожилых людей и подростков. За митингами в Москве и других городах России наблюдал корреспондент RTVI Андрей Ежов.

Место протеста для Москвы уже традиционное: Пушкинская площадь, а вот повод — относительно свежий. Выразить протест планам Кремля повысить пенсионный возраст пришли в основном те, кому до заслуженного отдыха как минимум два, а то и три десятилетия. Но о своем будущем, говорят здесь, поразмыслить стоит уже сейчас.

Василий, участник акции: «Я все равно думаю о том, что пенсия — это неизбежно. И я считаю несправедливым то, что я и мои родные должны работать дольше, потому что власть не может обеспечить нашу пенсию. Это категорически неправильно. У меня в семье две женщины в возрасте — мама и тетя, и им как раз нужно выходить на пенсию. И я напрямую выступаю за их права».

Организаторов столичного митинга — Алексея Навального и его соратников — задерживали и арестовывали всю минувшую неделю. Но верным сторонникам политика прийти на митинг это не помешало. В руках лозунги, на фонарях — похоронные венки как напоминание, что до пенсии по предлагаемым правилам ее назначения большинство россиян попросту не доживет. Протестную повестку в самом начале митинга пытался «оседлать» Владимир Жириновский. Пришедшего на площадь, окруженного охранниками политика в белой кепке никто, кажется, всерьез не воспринял. Спустя пару минут в адрес Жириновского уже звучат оскорбления — лидер ЛДПР отвечает.

f1a52bb67c4b0f1bf80191b1df315ded.jpg

Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Жириновский с Пушкинской в итоге уходит, а демонстрантов становится все больше: люди скандируют, подростки, как и в прошлые разы, залезают на фонари, демонстранты обсуждают друг с другом, эффективен ли уличный протест в России XXI века.

Алексей, участник акции: «Если бы народ не боялся выходить как-то и протестовать… Людям вбили в голову, что в этом какой-то экстремизм. Люди ставят знак равенства между мирным протестом и экстремизмом. Нет никаких призывов к свержению власти, есть потребность, которая назрела в обществе, чтобы разобраться с тем, что происходит».

Юлия Теплова, участница акции: «Если мы можем выйти на улицу и собраться, то стоит это делать, иначе наши жизни будут рушить на корню».

Полиция и Росгвардия за протестным митингом лишь наблюдают, бойцы по бумажке зачитывают предупреждение о незаконности акции. Силовики, кажется, испытывают терпение демонстрантов, но в какой-то момент толпа становится гораздо плотнее.

Спецподразделения и в этот раз не применяют силу, часть протестующих уходит в сторону Страстного Бульвара и Охотного ряда. Тут-то спецподразделения и начинают действовать — задержания проходят по привычной схеме: группа бойцов рассекает толпу и скручивает случайных людей.

5942bd56f23523b208533f2da600b29b.jpg

Фотография:

Иван Краснов / RTVI

То же самое происходит на Большой Дмитровке — некоторых силовики избивают дубинками. В отношении двоих участников здешней потасовки позже возбудили уголовные дела о применении насилия в отношении полицейских. Статья предусматривает наказание до пяти лет тюрьмы. Часть демонстрантов в разгар силовой операции оставалась на Пушкинской площади, среди протестующих были и те, кого пенсионная реформа точно не затронет — как, например, уже «действующие» пенсионеры.

Юрий Тарасов, участник акции: «Власть надо чаще менять, и будет порядок! А когда человек 20 лет у власти и делает, что хочет, и делает вид, что ничего не знает, ничего не понимает — для меня это кажется дикостью. И каждый честный гражданин как-то должен поддержать и выйти на гуляния в знак протеста против этой варварской пенсионной реформы».

Жестче всего силовики действовали накануне в Санкт-Петербурге, брали в буквальном смысле всех, кто попадется под руку — пенсионеров и совсем молодых людей. Одним из тех, кого оттащили в полицейский автобус, стал 15-летний петербуржец Макар Дьяконов. Всего в Северной столице было задержано не меньше 500 человек. Уже стало известно, что некоторых до сих пор держат в переполненных камерах. Полиция, говорят в Петербурге, в этот раз применила правовое ноу-хау.

Борис Вишневский, депутат Заксобрания Санкт-Петербурга: «Начали составлять протоколы по ранее неиспользуемому пункту КОаП, который предусматривает ответственность за публичные акции, связанные с помехами движению транспорта и пешеходов. По нему можно арестовать, а раз можно арестовать, значит можно держать в полиции. Мы видим, что на судах граждане получают по пять-семь суток ареста».

Жесткими действиями силовиков отметились акции против пенсионной реформы в некоторых городах-миллионниках — Новосибирске и Екатеринбурге. Немало задержанных в Омске, Томске, Твери, Краснодаре и многих других российских городах. В Кремле не преминули напомнить: протестующие вышли на незаконные акции.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Прошедшие накануне протестные выступления против пенсионной реформы по числу задержанных стали едва ли не самыми масштабными за последние полтора года — в прошлый раз примерно такое же количество людей, доставленных в отделения полиции, было зафиксировано по итогам акции «Он вам не Димон». Судам в ближайшие дни предстоит рассмотреть немало административных дел. Многим из более чем тысячи задержанных грозят аресты.