Руководство Израиля неожиданно для многих отказалось от «политики молчания»: в Иерусалиме взяли ответственность за авиаудар по иранским объектам в районе аэропорта Дамаска. Между Израилем и Ираном нет сухопутной границы, поэтому столкновения происходят в соседней для обеих Сирии. Ирано-израильский конфликт переходит на новый уровень — и с одной, и с другой стороны все чаще звучат прямые угрозы. Могут ли они привести к новой полномасштабной войне, разбирался шеф ближневосточного бюро RTVI Евгений Сова.

На юге Израиля — масштабные танковые учения. Готовность армии к неизбежной (по мнению многих) войне инспектирует лично премьер-министр Биньямин Нетаньяху. Он же с недавних пор занимает пост министра обороны.

Вероятно, в других обстоятельствах и в другое время эти учения не вызвали бы столь пристального внимания журналистов. В конце концов, военными маневрами в Израиле никого не удивишь. Но за последние две недели в еврейском государстве произошли сразу несколько событий, коренным образом изменивших повестку дня.

Пятница, 11 января. В арабских соцсетях активно распространяется видео ночного удара по территории Сирии. Официальный Дамаск обвиняет в атаке Израиль и грозит ответить. В Иерусалиме неожиданно для многих отказываются от традиционной «политики молчания», причем обращаются не к Дамаску, а напрямую к Тегерану.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Слова Нетаньяху понравились далеко не всем в Израиле. В оппозиции премьера раскритиковали: здесь убеждены, что иранскую угрозу и ситуацию в Сирии он активно использует в своей политической кампании. В начале апреля в Израиле состоятся внеочередные парламентские выборы, Нетаньяху и его партия «Ликуд» претендуют на победу. И удар по иранцам — очевидный бонус для действующего главы правительства.

Но есть и другая причина: по словам полковника запаса военной разведки Эфраима Кама, Нетаньяху таким образом хотел показать иранцам, что чрезмерная активность Тегерана в Сирии воспринимают в Иерусалиме как прямую угрозу. И ответ последует.

Эфраим Кам, полковник запаса военной разведки Израиля: «В Израиле уверены, что подобные удары жизненно необходимы для безопасности страны. Эти решения принимают на самом высоком уровне. С другой стороны, говоря о возможной реакции, здесь понимают, что Иран в сложной ситуации в Сирии. У них нет адекватного ответа. Поэтому счет ударов идет на сотни. Иранцы вообще не используют в Сирии свои ВВС, и это верный шаг, иначе они бы еще потеряли там свои самолеты».

Когда-то давно, в Гарварде, в своей докторской диссертации Эфраим Кам проанализировал 16 военных конфликтов, XX века. В своей книге, которая переведена даже на китайский, Кам рассказывает об ошибках, которые в разное время допустила разведка разных стран: Советский Союз в 41-м, Египет и Сирия в 67-м во время Шестидневной войны, Израиль в 73-м, перед войной Судного дня. А вот чего нет в книге израильского эксперта — так это анализа боевых действий между Израилем и Ираном. Слишком рано еще анализировать: необъявленная война идет всего несколько лет, да и то на территории третьей страны.

Эфраим Кам, полковник запаса военной разведки Израиля: «Я думаю, что иранцы просто так не уступят. Не уступит и Израиль».

Вторник, 15 января. Военная база «Кирия» в центре Тель-Авива. Последние приготовления к торжественной церемонии смены начальника Генштаба Армии Обороны. Протокол строго соблюден: красная дорожка, военный оркестр, почетный караул.

Начальник Генштаба в еврейском государстве — фигура национального масштаба. Его популярности могут позавидовать многие политики. Портреты «командира номер один» висят в детских садах и школах вместе с фотографиями премьер-министра и президента. В стране, где армия со дня основания считается народной, неудивительно, что народ так трепетно относится к людям в погонах.

photo-2.jpg

Генерал-лейтенант Гади Айзенкот, бывший начальник Генштаба ЦАХАЛ Фотография:
Sebastian Scheiner / AP

Последние четыре года в лучах такого общенационального обожания купался генерал-лейтенант Гади Айзенкот — невысокий мужчина, совсем не производящий впечатления супермена. На самом же деле этот выходец из пехотной бригады «Голани» за 40 лет службы прошел большинство горячих точек. Был командиром батальона, бригады, дивизии, затем округа и наконец начальником Генштаба.

Были у него, правда, и осечки, которые едва не превратили народную любовь в ненависть. Так, Айзенкот выступил против военнослужащего бригады «Кфир» Эльора Азарии, который в марте 2016 года выстрелил в голову лежавшему на земле палестинскому террористу. Солдата судили за непредумышленное убийство, что вызвало волну возмущения в израильском обществе. Потом были волнения в районе сектора Газа, ракетные обстрелы со стороны ХАМАС и неспособность армии адекватно реагировать на воздушные горящие шары, летевшие в Израиль из палестинского анклава.

Впрочем, служба Айзенкота запомнится другим — тем, что, по мнению многих экспертов, перевешивает все минусы и противоречия: речь об Иране. В немногочисленных интервью перед своим уходом с должности Айзенкот открыто признал, что Израиль воюет с Ираном. И что только за его четырехлетний срок на посту начальника Генштаба ударам израильских ВВС подверглись сотни иранских объектов на территории Сирии.

photo-2.jpg

Генерал-майор Авив Кохави, начальник Генштаба ЦАХАЛ Фотография:
Abir Sultan / EPA / TASS

Новым начальником Генштаба, 22-м по счету в истории страны, стал Авив Кохави. Как и Айзенкот, он тоже боевой генерал, правда выходец не из «Голани», а из десантной бригады. В послужном списке Кохави — должность командующего Северным военным округом и служба в горячих точках: Ливан, сектор Газа, Западный берег. А еще Кохави возглавлял два года военную разведку АМАН, и как отмечают военные обозреватели, с «иранским досье» хорошо знаком, ведь последние четыре года был заместителем Айзенкота.

В том, что времени на раскачку у него нет, Авив Кохави убедился уже на пятый день пребывания в своей новой должности.

Воскресенье, 20 января. Сотни израильтян на лыжном курорте в северной части Голанских высот наблюдают, как система «Железный купол» сбивает ракету, летящую со стороны Сирии. Здесь ни у кого нет сомнений в том, что за обстрелом стоят иранские военные. Сирены воздушной тревоги звучат в тот момент, когда премьер-министр находится за пределами Израиля. Нетаньяху — в Чаде с важным дипломатическим визитом. Из Африки премьер проводит консультации с Кохави и министрами узкого кабинета по вопросам безопасности. Решение «ответить жестко» принимают единогласно.

Этой же ночью Израиль наносит удар по иранским объектам на территории Сирии. Пресс-служба Армии обороны называет атаку самой массированной, а Нетаньяху вновь, как и за неделю до этого, публично признает израильское участие в происходящем.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

И все же о масштабной войне с Ираном говорить пока рано, уверен спикер Кнессета Юлий Эдельштейн. Он напоминает иранскому руководству, что на стороне Израиля всегда были и будут Соединенные Штаты.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Воинственную риторику Иерусалима услышали не только на Ближнем Востоке, но и в Москве. В российском министерстве обороны в очередной раз выразили свое возмущение действиями Израиля в отношении Сирии. А если верить даже некоторым арабским СМИ, то Россия якобы потребовала от Израиля прекратить наносить подобные удары, ссылаясь на договоренности по вопросу координации, достигнутые между президентом Путиным и премьером Нетаньяху. В ответ высокопоставленный источник в Иерусалиме заявил, что Израиль готов рассмотреть просьбу, но только после того, как Москва публично потребует от Ирана немедленно покинуть пределы Сирии. А пока каждая из сторон будет действовать исходя из своих национальных интересов.